Тогда только будет он в состоянии черпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти громадны!»
Исходя из этого, К.Д. Ушинский намечаёт и основные пути изучения «предмета воспитания», знания души ребенка. Для этого педагогика должна иметь собственные методы исследования своего предмета, ведь познание ребенка возможно лишь в процессе его развития, в процессе его воспитания. Отсюда основ ной путь педагогического исследования — наблюдение, где «педагог должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства».
Он советовал разделять воспитанников сиротских заведений на маленькие кружки и устраивать внутреннюю жизнь этих кружков так, чтобы они по возможности приближали к семейной жизни. Жизнь по расписанному церемониалу, когда отношения воспитателя к детям выражаются только в ограничениях, стеснениях, запрещениях и внешней дисциплине, когда воспитанник марширует по команде всю свою детскую жизнь, великий педагог называет, а казарменной», «острожной». Такая жизнь особенно тяжела у детей - новичков, вырванных «из теплых, мягких, ничем не заменимых недр семьи». Заменяя семью, сиротское заведение должно быть, в целом, похоже на большую семью, в которой царят интимные, родственные отношения и здоровый трудовой режим. Праздная жизнь в сиротском заведении не менее губительна для детей, чем казарменный ее характер. К.Д. Ушинский резко критикует того воспитателя, который, являясь на дежурство, видит перед собой толпу детей, шумную, шаловливую, и вся его воспитательная деятельность может быть выражена одним энергическим словом: «Смирно!». Тут не может быть и речи о том влиянии, которое должен иметь взрослый, хорошо развитой и нравственный человек на дитя. От этого масса детей в наших интернатах по большей части растет сама собой. Но дети, предоставленные сами себе, развиваются весьма медленно и неправильно, подчиняются влиянию нянек, прислуги, и взаимным влиянием портят друг друга, словом, дичают, а не воспитываются.
Не отрицая значения общего распорядка в заведении, К.Д. Ушинский, однако, подчеркивает, что никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был он придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Решающее значение имеет убежденность самого воспитателя в том, что он стремится внушить своим питомцам, так как всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвою буквою, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом не помогает. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции; не согретая теплотою его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы . Вот почему, говорит Кд. Ушинский, в воспитании самое важное дело — выбор воспитателя, чтобы воспитатель был человек, прежде всего, глубоко верующий и нравственный. Все педагогическое учение Кд. Ушинского согрето благородным чувством любви к человеку и уважения к личности, чувством гуманизма.
Анализируя проект преобразования Гатчинского сиротского института, Константин Дмитриевич высказывает основные требования, без выполнения которых и сегодня невозможно построить соответствующее учебно-воспитательное заведение. Вот некоторые выдержки из этого документа: «Мнение коллежского советника Ушинского о проекте преобразований, представленном из Гатчинского сиротского института:
- в таком строго воспитательском заведении, каково сиротское, заменяющее сиротам семью, вся власть и вся ответственность должны быть сосредоточены на одном лице и, под условием какого будь успеха, учебная и воспитательная часть должны быть тесно и неразрывно соединены. Главное лицо должно быть воспитателем в полном смысле этого слова, отцом сиротского дома;
- на этом лице должна лежать вся тяжесть ответственности, оно должно быть не администратором только, не начальником, не чиновником, не контролером чужих действий, а воспитателем, потому что сиротское заведение есть строго воспитательное заведение, а не департамент, не богадельня, не казарма и даже не простое учебное заведение;
- его (сиротского заведения) главная обязанность — заботиться о физическом, а нравственном воспитании сирот и о возможно лучшем устройстве их судьбы;
- приняв сироту на свое попечение, заведение обязано поступить в отношении его, как поступил бы добрый, умный и попечительный родитель, и с одинаковой ревностью заботиться как о злых, так и о добрых; как о талантливых, так, а о бесталанных;
- заведение заменяет си ротам родителей, насколько, конечно, такая замена возможна, и в этом его главное основное значение, к которому все остальное в нем должно относиться, как средство к цели;
Статьи по педагогике:
Модульная технология в обучении географии
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей, возможност ...
Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...
Социальная политика государства о необходимости педагогической поддержки
А какова же политика государства и общества в области воспитания ? В условиях кардинальных социальных перемен изменяются все основные элементы функционирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационных процессов (феномен глобализации), так и на уровне конкретного человека (личная и ...