- в сиротском заведении все должно исходить из одной идеи, стремиться к одной цели, двигаться по одной воле и всякий разлад, всякая борьба между воспитателями, прежде всего, поразят само воспитание и отразятся самыми грустными явлениями в характерах воспитанников;
- во главе заведения должен быть поставлен воспитатель, сколь возможно удовлетворяющий требованиям этого звания по своим знаниям и по своему характеру;
- классные воспитатели должны бы жить в самом заведении, по возможности среди своих воспитанников;
- только уверившись в безвредности дитяти для других детей, можно допустить его в институт;
- несколько часов, проведенных в праздности, являются для детей сильнейшим наказанием. Любовь же и привычка к труду есть именно та почва, на которой могут успешно развиваться все добрые качества;
- дитя, по самой природе своей, требует беспрестанно физической деятельности. Если это требование детской природы не удовлетворено, то развивающиеся силы дитяти — ему вред; хорошо еще, если ребенок сделается только шалуном и буяном, но бывают последствия еще хуже — ребенок делается скрытным, злым мальчиком и устраивает для себя такую тайную сферу деятельности, в которую воспитателю нелегко проникнуть;
- воспитатель сиротского заведения не должен думать, что при неуспехе ему остается только сбыть с рук воспитанника . Откройте причину неуспеха и действуйте против этой причины, если она лежит в природной малоспособности ребенка, то ограничьте круг его учебных предметов, дайте ему работу, по силами все-таки воспитывайте Гатчинский институт должен заботиться о том, чтобы дать воспитавшимся в нем сиротам определенное положение в жизни».
Заслуги К.Д. Ушинского перед российским образованием гораздо значительнее, чем это виделось до сих пор. Его педагогические идеи дали толчок развитию не только самой педагогики, но и целого ряда других наук: возрастной и педагогической психологии, детской физиологии и гигиены, философии и истории, дидактики. Великим творением Кд. Ушинского стало женское образование. Ему он придавал огромное значение, поскольку считал, что будущее любой нации зависит от того, как воспитываются дети впервые годы жизни. А так как воспитанием ребенка впервые годы его жизни занимается в основном мать, то именно от того, как подготовлена она к воспитанию детей, зависит не только их судьба, но и судьба нации. Ушинский предложил свою концепцию воспитания, которую пре творил в практику в Смольном институте и которая затем была использована в среднем женском образовании России. Суть ее состояла в том, чтобы соединить хорошее общее образование с педагогическим. Такое образование, полученное девушкой в школе, позволяло будущей матери не только воспитывать своих детей до 7 лет, но и дать им первоначальное обучение. Концепция женского воспитания, разработанная КД. Ушинским, не потеряла своей значимости и сегодня в решении проблем сиротского детства (когда ребенку подыскивается семья, замещающая кровную). Говоря о значении хорошо подготовленной матери, великий педагог писал: «Не должно забывать, что первое понятие о человеке, которое впоследствии закрепится словом, образуется в ребенке в бессловесный период его жизни, и что на образование этого понятия имеют решительное влияние те первые человеческие личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущих отношений к людям. И счастливо дитя, если первое человеческое лицо, отразившееся в нем, есть полное любви и ласки лицо матери!»
Яркое представление о взглядах К.Д. Ушинского на характер воспитания женщин дают воспоминания бывшей ученицы Смольного института Водовозовой Е.Н. Вот как она отзывается о его лекции по педагогике: «Он начал ее с того, что доказал всю пошлость, все ничтожество, весь вред нравственного убожества ваших надежд и несбыточных стремлений к богатству, к нарядам, блестящим балам и светским развлечениям. «Вы должны, вы обязаны, — говорил он, — зажечь в своем сердце не мечты о светской суете, на что так падки пустые, жалкие создания, а чистый пламень, неутомимую, неугасимую жажду к приобретению знаний раз вить в себе, прежде всего, любовь к труду, без этого жизнь ваша не будет ни достойной уважения, несчастливой. Труд возвысит ваш ум, облагородит ваше сердце, даст вам силы забывать горе, тяжелые утраты, лишения и невзгоды, чем так щедро усеян жизненный путь каждого человека. Он доставляет вам чистое наслаждение, нравственное удовлетворение и сознание, что вы недаром живете на свете . Постоянно расширяя умственный кругозор, он мало-помалу будет открывать вам все новый и новый интерес к жизни, заставит все больше любить ее не ради эгоистических наслаждений и светских утех . Постоянный труд разовьет в душе нашей чистейшую любовь к ближнему, а только такая любовь дает честное, благородное и истинное счастье. И этого может и должен добиваться каждый, если он не фразер и не болтун, если у него не дряблая натуришка, если в груди его бьется человеческое сердце, способное любить не одного себя; добиться этого величайшего на земле может каждый, следовательно, человека можно считать кузнецом своего счастья».
Статьи по педагогике:
Педагогические традиции Западной Европы
Педагогическая теория Яна Амоса Коменского (1592–1670 гг.). Ян Амос Коменский – отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформул ...
Современные тенденции иформировании идеалов в образовании
Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности – гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки: - государство ...
Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...