Основными идеями модельного видения реализации Положения являются:
- определенность требований, показателей и критериев оценки. Например, к основным показателям ключевых компетенций относятся универсальные характеристики:
- потребность учащихся в достижении успеха в познавательной, социальной деятельности, в саморазвитии и самореализации в жизни;
- самоопределение учащихся в профессиональной, социальной, познавательной деятельности;
- интеллектуальные, коммуникативные, общекультурные компетенции, способствующие решению практических проблем универсального характера в любых видах деятельности;
- справедливость и объективность оценки;
- адекватность оценки содержанию деятельности и обстоятельствам (ситуации) её проявления;
- рефлексивность оценки (ориентация на самооценку, адекватную нормативным требованиям);
- вариативность оценки, предполагающая различные уровни личностных достижений оцениваемых.
Основными подходами к созданию системы оценки достижений учащихся с учетом сформированности их компетенций являются:
оценкаличностных достижений учащихся на пути к получению результата;
доминирование диалоговых форм процесса достижения успеха, субъект-субъектного партнерства;
акцент на малых достижениях;
учет степени сложности и усилий к достижению результата;
делегирование части контроля исполнителям, ориентация на рефлексию, самоконтроль и самооценку;
сознательное самостоятельное выявление собственных затруднений и проблем;
умение построения целей из собственных проблем и их ликвидации;
оценка в зоне ближайшего развития оцениваемого;
гибкость оценки.
Цель оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся, родителей и педагогов: создание системы оценки (концептуальной модели) достижений участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода к качеству общего образования.
Задачи:
создать условия (мотивационные, педагогические, методические, управленческие, психологические и др.) перехода с управления результатами на управление личностными достижениями (с зуновской парадигмы образования на личностно-компетентностную парадигму).
Апробировать концептуальную модель (систему) оценки личностных достижений участников образовательного процесса через творческую исследовательскую группу.
Разработать технологические и инструментальные средства для реализации компетентностного подхода в педагогическую практику коллектива школы.
Этапы реализации Положения об оценки достижений участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода
Этап |
Содержание деятельности |
Ожидаемый результат |
1-й этап - подготовительный |
1. Утверждение темы Положения «Оценка достижений учащихся через личностные компетенции учащихся, родителей, педагогов». 2. Изучение нормативной документации, ориентированной на компетентностный подход в образовании. 3. Проведение социологических исследований по выявлению уровня востребованности ключевых компетенций. 4. Организация творческой группы по разработке модели оценки достижений участников образовательного процесса. 5.Организация системы обучения педколлектива по данной проблеме |
Создание концептуальной модели , определение технологических действий по её реализации. Выявление проблемного поля для целенаправленного формирования ключевых компетенций. |
2-й этап - экспериментально-практический |
1. Разработка показателей ключевых компетенций: учебных, общекультурных, методологических. 2.Разработка образовательных технологий, формирующих компетенции, диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компетенций. 3. Апробация разработанных элементов образовательных технологий и диагностического инструментария в творческой группе педагогов, отдельных классах и занятиях, проводимых родителями. 4.Фиксация накопленного опыта по результатам работы творческой группы в локальных документах, технологических схемах, дидактическом материале, методических рекомендациях. |
1. Нормативные документы: Положение о системе оценки достижений участников образовательного процесса, ориентированной на компетентностный подход в оценке качества образования. 2. Методические материалы по теме (параметры ключевых компетенций, диагностический инструментарий по их выявлению, критериальная база, методические рекомендации к образовательным технологиям, формирующим компетенции). |
3-й этап - рефлексивно-обобщающий. |
1. Проведение семинара-практикума по теме «Компетентностный подход на уроке», научно-практической конференции «Оценка по личностным достижениям: перспектива будущего или реального настоящего» 2. Подготовка и проведение городского семинара «Система оценки достижений учащихся в личностно-ориентационной парадигме образования» 3. Издание материалов проектной деятельности и методических наработок учителей, подготовка публикаций в научных изданиях. 4. Реализация системы оценки достижений учащихся с целью внедрения её в практику работы всех учителей школы. |
1. Создание банка данных по эффективным технологиям и дидактическому материалу в рамках исследуемой темы. 2. Подготовка компьютерной презентации с результатами и обобщениями. 3. Публикация брошюры из опыта работы школы по формированию ключевых компетенций. 4. Подбор материалов научно-практической конференции. |
Статьи по педагогике:
Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков
у детей с РДА
Цель практической части исследования заключается в доказательстве прикладной гипотезы: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их со ...
Математические методы педагогических исследований
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: - регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класс ...
Виды и причины леворукости
И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп: – сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука); – сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука); – не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке); ...