Золотое сечение в архитектуре
Рис. 12
В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что если некоторые пропорции в здании кажутся образующими золотое сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. Золотое сечение дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
Золотое сечение можно обнаружить в архитектуре здания Сената в Кремле. Еще один архитектурный шедевр Москвы – дом Пешкова – является одним из наиболее совершенных произведений архитектуры Баженова. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 году. При восстановлении здание приобрело более массивные формы. Не сохранилась внутренняя планировка здания, о которой дают представления только чертежи нижнего этажа.
Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.).
Рис. 13. Парфенон.
Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Благородство материала, из которого построен храм, позволило ограничить применение обычной в греческой архитектуре раскраски, она только подчеркивает детали и образует цветной фон (синий и красный) для скульптуры. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада.
Существуют математические закон архитектурной гармонии. В приложении приведён анализ трёх сооружений, принадлежащих разным эпохам и стилям в архитектуре, с помощью золотого сечения: храм Агии Софии в Константинополе – памятник Византии (приложение 4), Смольный собор в. Санкт – Петербурге (приложение 5), собор в Ульме в Германии (приложение 6). Как видно из рисунков, большинство пропорциональных соотношений этих зданий являются соотношениями золотого сечения.
Римский архитектор Ветрувий написал сочинение «Об архитектуре», включающее в себя десять книг. Особое внимание в этих книгах уделено пропорциям человеческого тела, которое Ветрувий перенёс на здания. Он считал, что без симметрии и пропорции строение храма лишено правильности, свойственно хорошо сложенному человеку.
Меры длины у различных народов являются производными от размеров члена человеческого тела, которые постоянно служили основой производимых при строительстве измерений. Длина стопы человека – фут (0,3087 м) была одна из основной античных мер.
При строительстве храма в честь Дианы, греки для колоннады взяли пропорции, свойственные стройной женщине. Толщина колонны в этой колоннаде составляла 1/8 высоты, а высота капители – 1/3 толщины. Новый ордер получил название ионический, а колонны, возводимые по канонам этого ордера, напоминали изяществом, украшениями и пропорциями стройную женщину.
Зодчие и архитекторы древности знали о золотой пропорции и сознательно применяли её. Однако теорию гармонизации пропорции в строительстве создал известный французский архитектор Ле Корбюзье. В системе, названной «Модулор», он объединил существующее предложение о пропорциях человеческого тела с математическими принципами золотого сечения.
«Золотая пропорция» живописи
Долгое время считали, что в изобразительном искусстве теория художнику не нужна, а знакомство с наукой не обязательно. Многие даже считали, что это мешает свободному индивидуальному творчеству. Но мастера древней Греции, умевшие сознательно пользоваться законами золотого сечения применяли их для создания гармонии в произведениях и добились такого совершенств строения форм, выражающие их общественные идеалы, какое редко встречается в практике мирового искусства. Вся античная культура прошла под знаком золотой пропорции. Знали эту пропорцию и в древнем Египте. Знание законов золотого сечения или непрерывного деления помогает художнику творить осознанно и свободно. Используя закономерности золотого деления можно исследовать пропорциональную структуру любого художественного произведения.
В. И. Суриков говорил, что в композиции есть свой закон, благодаря которому в картину ничего нельзя добавить и ничего нельзя от неё отнять.
При переносе геометрического способа деления на картину или эскиз поступают так: половину длины картины или эскиза откладывают на высоту или на продолжение высоты, если эскиз узкого формата. Полученную точку С соединяют с левым нижним углом картины, и т. д.(рис. 14)
Статьи по педагогике:
Психологические основы контроля знаний учащихся
В 80-х гг. XX века работники образования постепенно стали приходить к выводу, что необходимо в условиях тогда еще советской школы выдвинуть на первый план качество знаний школьников. Действительно, незачем даже ставить перед собой другие проблемы, существующие в школе, не решив сначала этот вопрос. ...
Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...
Преподаватель в системе дистанционного обучения
Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических ...