Организация и методика проведения экспериментальной работы

Страница 2

Изучение сформированности грамматического строя речи(проверка общего уровня языковой компетенции, умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, сравнительную степень прилагательных, усвоения предложнопадежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словообразования);

- обследование строения и моторики артикуляционного аппарата;

Изучение звукопроизносительной стороны речи;

- изучение сформированности фонематического слуха (отраженное воспроизведение рядов или пар слогов, различение на слух оппозиционных фонем на материале слов, дифференциация звуков в произношении);

- изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов;

Изучение навыков фонематического анализа;

Исследование связной речи.

Обследование речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

Оценка уровня речевого развития представлена по балльной системе. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 5-балльной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически. Это дает возможность выяснить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).

Критериями оценки связной речи при пересказе текста повествовательного характера послужили: понимание текста (выделение действующих лиц, понимание фактов, событий, возможность адекватно оценить поступки персонажей) и успешность пересказа (последовательность и структурное оформление, полнота использования авторской лексики, соблюдение грамматических норм, самостоятельность, эмоциональное отношение к описываемым событиям).

Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом.

Учитывая особенности речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, были использованы разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы). Подходящий картинный материал можно найти в известных дидактических пособиях.

Речевой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка 5-го года жизни с общим недоразвитием речи, предполагают наличие у него развернутой фразовой речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Я-концепция в структуре личности
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». Древние философы много внимания уделяли самопознанию личности. «Всем людям свойственно по ...

Возрастные психологические особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамк ...

Обучение решению задач на движение с помощью схематического моделирования
На подготовительном этапе на основе движущихся моделей дети должны уяснить что значит двигаться навстречу друг другу и в противоположных направлениях. Необходимо познакомить детей с элементами чертежей к задачам на движение и научить их вычерчивать по условию задачи. 24 м ?, на 8 м < ? м После т ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru