Также исходя из результатов занесенных в данную таблицу, дети были разделены по уровню общего развития на высокий (с набранным количеством баллов 75-100), на средний (50-75 баллов), на низкий уровень развития (ниже 50 баллов). Результаты отображены в следующей диаграмме:
При более развернутом рассмотрении уровня развития детей после вторичной диагностики можно обозначить следующее.
Занятия строились по принципу речевого общения. На начальном этапе исследования дети выглядели пассивными слушателями. Некоторые из них не могли сосредоточиться без помощи логопеда. Но среди них были дети, на которых результаты проведения дидактических игр сказались довольно быстро. Они более охотно вовлекались в различные игровые моменты. Однако основная масса детей еще продолжали пассивную роль в процессе обучения. С детьми, отказывающимися от диалогов во время проведения подгрупповых занятий, дидактические игры проводились также и на индивидуальных логопедических занятиях, где зачастую эти дети становились гораздо активнее, отвечали на вопросы, повторяли за педагогом фразы. Спустя 6-7 недель индивидуальных занятий, двое из трех таких детей достаточно активно участвовали и на подгрупповых занятиях.
К тому же, несмотря на вышеуказанные особенности некоторых детейв поведении и эмоционально-волевой сфере, оказалось, что уровень речевого развития у них стал выше. Лексический запас группы заметно вырос. Подавляющее большинство по каждому из предложенных слов могут придумывать самостоятельно по 1 лексеме, а с помощью - по 2-3 лексемы; словарь притяжательных местоимений, словарь признаков увеличился, дифференциация близких по смыслу понятий, подбор антонимов, многозначность слов на среднем уровне. Относительно низким остался уровень сформированности словаря наречий. Часть ответов выполняли с уточняющей помощью, часть - с контекстной подсказкой.
Уровень обобщений стал близок к возрастной норме.
Задание на конструирование предложения по опорным словам выполняли в среднем хорошо. Дети замечали все ошибки, большинство исправили самостоятельно, часть – с незначительной помощью.
Грамматический строй речи также изменился. Большинство заданий по образованию множественных чисел выполнено самостоятельно и верно, единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов либо с самокоррекцией. При усвоении предложно-падежных форм существительных отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже не вызывает у детей особых затруднений.
Навыки словообразования сформированы чуть ниже возрастной нормы. Такие задания как образование названий детенышей животных, существительных в уменьшительно-ласкательной форме, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, образование приставочных глаголов в целом выполнялись успешно. Двое из детей нуждались в подсказке логопеда с помощью уточняющих вопросов
Проведение дидактических игр не дало особых результатов на звукопроизносительную сторону речи детей. В большей степени потому, как это зависит от индивидуальных особенностей детей. Однако сформированность фонематического слуха и дифференциация звуков в произношении имеют положительную динамику.
Слоговая структура слов несколько нарушена, особенно это проявляется в заданиях на воспроизведение фраз. Отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла.
Уровень развития связной речи у большинства заметно вырос, но при этом у двоих детей он остался на прежнем среднем уровне.
В результате проведённого исследования, анализируя полученные данные констатирующего и контрольного эксперимента, удалось выявить прогресс общего развития детей путем сопоставления результатов:
№ |
Ф.и. ребенка |
Разница баллов |
Прогресс, % |
1 |
Августинович Андрей |
12 |
19,4 |
2 |
Бикмухаметов Ансар |
25 |
54,4 |
3 |
Вагина Дарья |
21 |
30 |
4 |
Романов Костя |
23 |
31,5 |
5 |
Шагманов Вадим |
11 |
17,7 |
6 |
Багаев Тимур |
4 |
5,8 |
7 |
Султанов Инзиль |
6 |
9,7 |
8 |
Хисамов Нияз |
24 |
34,8 |
9 |
Мурашкин Данил |
21 |
44,7 |
Статьи по педагогике:
Педагогические ценности руководителя и их роль в развитии и
совершенствовании работы Центра славянской культуры Губкинского городского
округа
Изучение богатейшего духовного наследия, возрождение и пропаганда традиционной народной культуры оставляют благодатный след в сердцах специалистов любого уровня, дают возможность прикоснуться к истинному искусству, сохранить дух народных традиций. С годами на губкинской территории была создана сист ...
Методика работы с текстами французской современной художественной
литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...
Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...