Мы изучили много различных дидактических игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А.К., а также Швайко Г.С. опираясь на разработки этих авторов, мы создали комплексы дидактических игр из игр разных разделов развития речевой деятельности:
- расширение ориентировки в окружающем и формировании словаря
- формирование звуковой культуры речи
- формирование грамматического строя речи
Игровые задания и действия для детей подобраны такие, которые предусматривают возможность для каждого ребенка неоднократного речевого участия. Ребенок отвечает на вопросы логопеда, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.
На основе данных, полученных в результате обследования, были подобраны дидактические игры различного содержания с учётом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по-разному, что способствовало бы закреплению знаний детей, применению ими знаний в любых обстоятельствах.
Основным игровым материалом являются предметные картинки. Для некоторых игр картинки объединяются в наборы в зависимости от цели игры. Картинки используются из разрезанных азбук, старых букварей, лото, журналов и наклеиваются на одинаковые картонные квадратики, размер которых подходит для разных игр. Облегчают изготовление игрового материала силуэтные изображения, вырезанные многократно по шаблонам.
Полный обзор игровых материалов, цель и ход игры приведены в приложении №3.
Таким образом, использование игр позволит поддержать интерес детей к игре, а также развить речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Комплекс № 1
1. «переезжаем на новую квартиру».
2.лото «определи первый звук в слове»3. «один много»
Комплекс № 2
«у кого какой предмет?»
«цепочка слов»
«что у нас получится?»
Комплекс № 3
«угадай по описанию»
«найди место звука в слове»
«кто больше, а кто меньше?»
Комплекс № 4
«за покупками в магазин»
«подбери слово к схеме»
«чьи эти вещи?»
Комплекс № 5
«ателье»
«кто в домике живет?»
«что за зверь?»
Комплекс № 6
«каждую птицу на свое место»
«кто быстрее соберет вещи?»
«у кого сколько?»
Комплекс № 7
«отвечай быстро»
«магазин»
«чего не стало»
Комплекс № 8
«уточним цвет предметов»
«собери букет»
«сколько их?»
Комплекс № 9
«футболисты»
«найди пару»
«назови ласково»
Комплекс № 10
«какие цвета использованы?»
«построим пирамиду»
«закончи предложение»
Комплекс № 11
«подбери чашки к блюдцам»
«пирамида»
«один много»
Комплекс № 12
«потерялся поясок»
«в цветочный магазин»
«что изменилось?»
Комплекс № 13
«кто как двигается?»
«как их зовут?»
«поймай маленький предмет»
Комплекс № 14
«что соединяет эти растения с предметами?»
«цепочки»
«кто на чем поедет?»
Комплекс № 15
«какой он? Какая она?»
«на каком месте этот звук?»
«у кого сколько?»
После проведения в течение установленного времени экспериментального исследования, уровень речевого развития испытуемых детей также подвергся тщательному анализу, контрольному эксперименту по методике И.Д.Коненковой.
Результаты диагностики речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня также занесены в речевую карту ребенка (приложение №1), показаны в виде графика в приложении №2.ниже в таблице указано общее количество баллов, набранных детьми в результате контрольного эксперимента.
№ |
Ф.и. ребенка |
Количество баллов |
1 |
Августинович андрей |
74 |
2 |
Бикмухаметов ансар |
71 |
3 |
Вагина дарья |
91 |
4 |
Романов костя |
96 |
5 |
Шагманов вадим |
73 |
6 |
Багаев тимур |
73 |
7 |
Султанов инзиль |
68 |
8 |
Хисамов нияз |
93 |
9 |
Мурашкин данил |
68 |
Статьи по педагогике:
Неуспеваемость глазами психолога
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех сл ...
Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...
Средства обучения в ДО
В ДО средства обучения реализуются через новые информационные технологии. Традиционные учебники, учебно-практические пособия, рабочие тетради и др. широко используются в системах ДО. В зарубежных системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий ...