Изучая опят лучших учителей русского языка, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.
Я надеюсь, что по окончании педагогического колледжа материал по этому вопросу пригодится мне в дальнейшей педагогической деятельности. Буду и дальше работать в этом направлении. Убеждена, что работа со словарями на уроках русского языка обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.
Мой педагогический опыт небольшой. Но я бы хотела предложить некоторые практические советы, дать рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка начинающим учителям:
провести систему уроков на тему «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»;
включать работу со словарями в каждый урок;
предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, пообобрать синонимы, антонимы к слову);
объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;
составить один из несуществующих лексикологических словарей;
провести ролевую игру «Составляем словари»;
выписать из словаря слова для сочинения на тему «Любимый уголок природы»;
написать аннотацию на словарь (по выбору);
охарактеризовать построение словарной статьи;
найти слова в словаре объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;
составить этимологический кроссворд.
Работа над темой моей выпускной квалификационной работы обогатила меня. Я много узнала о психологических особенностях подросткового возраста, о таком разделе лингвистики, как лексикография, о методике использования словарей на уроках русского языка. В результате убедилась, что словари – это одно из основных средств развития речи учащихся основной общеобразовательной школы.
Статьи по педагогике:
Разработка программы внеурочной деятельности по математике
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх. Название программы кружка - «Умный в квадрате». Срок реализации программы 1 год. Настоящая программа разработа ...
Влияние просвещенческих идей Корана на всемирную историю,
науку и культуру
Идеи нравственности и просветительства в Коране. Коран явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственности, не имевшей прецедентов в истории. Религиозное миросозерцание издревле характеризовалось идеей пророка, ...
Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...