Следующая форма задания — логические пары. Ребятам предлагается алгоритм решения. Это позволяет проверить фактические знания учащихся, активизирует их мыслительные способности, выстраивает внутренние связи и таким образом активизирует процессы памяти. Очень много вопросов можно объединить в большую группу «Соответствия». Они могут принципиально отличаться друг от друга, но всегда основаны как на знаниях, так и на логическом мышлении. Чаще всего это соотношение картин, авторов, характеристик, направлений и пр. (Так же широко используются при изучении других школьных предметов, например иностранного языка.) Иногда учащимся предлагается не двойное, а тройное соответствие, причем это задание может как включать, так и не включать визуальный ряд. Интересно при этом использовать краткие характеристики картин или творчества художников.
Еще один большой блок вопросов (универсальных с точки зрения предмета) имеет общее название «выбрать лишнего». Учитель может сам задать критерий, по которому следует выбирать, а может предложить учащимся самостоятельно выбрать этот критерий, объяснить логику своих рассуждений. Это позволяет стимулировать не очень успешных школьников высказывать собственные суждения.
Творческие работы. Такой вид деятельности учащихся сложнее оценить, но он позволяет показать те знания и умения, которые были приобретены в курсе МХК, а также других смежных дисциплин. Творческие задания более всего отвечают задачам предмета МХК и придумываются (составляются) учителем в рамках именно этой учебной дисциплины.
Работа может быть основана на поиске каких-то признаков или деталей на одной картине. Так, например, по теме, связанной с творчеством П.П. Рубенса, ребятам можно предложить объяснить, почему выданная им работа относится к стилю барокко. В теме «Модерн» можно также каждому ученику дать фотографию здания и получить ответ на аналогичный вопрос (почему модерн); в искусстве XVII века (классицизм) важно научиться по картине находить признаки этого стиля. На первый взгляд, такая работа — это еще одна форма контроля знаний учащегося, но, если ученик выполняет его не формально, пытается найти детали, которые могут быть не сразу видны, можно сказать, что ребенок становится активным зрителем, и знания, полученные на предшествующих уроках, дают ему возможность анализировать картину и делать правильные выводы.
Здесь задача учителя сводится к подбору репродукций или фотографий. Значительно интереснее с точки зрения методической разработки опроса подобрать пары, которые можно сравнивать.
Совсем не обязательно сравнение, например, с только что пройденным импрессионизмом. Есть пары, составленные из картин совершенно разных периодов. Пример: «Пейзаж с оливами» Ван Гога и «Оливы на кладбище в Альбано» А. Иванова; «Пьеро и Арлекин» П. Сезанна и «Жиль» А. Ватто и др. Вышеперечисленные задания выполняются индивидуально или малыми группами (зависит от количества учеников и заготовленного раздаточного материала).
Однако можно предложить каждому ученику в классе ответить на один и тот же вопрос самостоятельно письменно. Примерные задания: «Показать реформу живописи раннего Возрождения на примере сравнительного анализа двух картин «Поклонение волхвов» Джотто и Боттичелли» или «В чем разница между реализмом критическим и просветительским на примере картин «Прачки» Ж.Б.Шардена и О. Домье».
Статьи по педагогике:
Нерациональное природопользование
Нерациональное природопользование сказывается в снижении качества, растрате и исчерпании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, подрыве восстановительных сил природы, снижении её оздоровительных и эстетических достоинств. Таким образом, при нерациональном природопользовании происходит эк ...
Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...
Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр»
как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских
школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...