Следующая форма задания — логические пары. Ребятам предлагается алгоритм решения. Это позволяет проверить фактические знания учащихся, активизирует их мыслительные способности, выстраивает внутренние связи и таким образом активизирует процессы памяти. Очень много вопросов можно объединить в большую группу «Соответствия». Они могут принципиально отличаться друг от друга, но всегда основаны как на знаниях, так и на логическом мышлении. Чаще всего это соотношение картин, авторов, характеристик, направлений и пр. (Так же широко используются при изучении других школьных предметов, например иностранного языка.) Иногда учащимся предлагается не двойное, а тройное соответствие, причем это задание может как включать, так и не включать визуальный ряд. Интересно при этом использовать краткие характеристики картин или творчества художников.
Еще один большой блок вопросов (универсальных с точки зрения предмета) имеет общее название «выбрать лишнего». Учитель может сам задать критерий, по которому следует выбирать, а может предложить учащимся самостоятельно выбрать этот критерий, объяснить логику своих рассуждений. Это позволяет стимулировать не очень успешных школьников высказывать собственные суждения.
Творческие работы. Такой вид деятельности учащихся сложнее оценить, но он позволяет показать те знания и умения, которые были приобретены в курсе МХК, а также других смежных дисциплин. Творческие задания более всего отвечают задачам предмета МХК и придумываются (составляются) учителем в рамках именно этой учебной дисциплины.
Работа может быть основана на поиске каких-то признаков или деталей на одной картине. Так, например, по теме, связанной с творчеством П.П. Рубенса, ребятам можно предложить объяснить, почему выданная им работа относится к стилю барокко. В теме «Модерн» можно также каждому ученику дать фотографию здания и получить ответ на аналогичный вопрос (почему модерн); в искусстве XVII века (классицизм) важно научиться по картине находить признаки этого стиля. На первый взгляд, такая работа — это еще одна форма контроля знаний учащегося, но, если ученик выполняет его не формально, пытается найти детали, которые могут быть не сразу видны, можно сказать, что ребенок становится активным зрителем, и знания, полученные на предшествующих уроках, дают ему возможность анализировать картину и делать правильные выводы.
Здесь задача учителя сводится к подбору репродукций или фотографий. Значительно интереснее с точки зрения методической разработки опроса подобрать пары, которые можно сравнивать.
Совсем не обязательно сравнение, например, с только что пройденным импрессионизмом. Есть пары, составленные из картин совершенно разных периодов. Пример: «Пейзаж с оливами» Ван Гога и «Оливы на кладбище в Альбано» А. Иванова; «Пьеро и Арлекин» П. Сезанна и «Жиль» А. Ватто и др. Вышеперечисленные задания выполняются индивидуально или малыми группами (зависит от количества учеников и заготовленного раздаточного материала).
Однако можно предложить каждому ученику в классе ответить на один и тот же вопрос самостоятельно письменно. Примерные задания: «Показать реформу живописи раннего Возрождения на примере сравнительного анализа двух картин «Поклонение волхвов» Джотто и Боттичелли» или «В чем разница между реализмом критическим и просветительским на примере картин «Прачки» Ж.Б.Шардена и О. Домье».
Статьи по педагогике:
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елоч ...
Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой
художественной культуры
Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обу ...
Особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
III уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...