Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 10

Кроме текстовых задач в процессе обучения физике (в частности, при изучении кинематики, газовых законов, основ термодинамики и др.) широко применяются графические задачи, то есть задачи, в условии или требовании которых содержится график. Для них задается графическая зависимость между двумя физическими величинами или содержится требование выразить графически такую зависимость. И именно графические задачи способствуют формированию функционального мышления у учащихся.

Таким образом, существует огромное количество видов и способов решения задач по физике, которые рассматриваются в учебно-методической литературе. Поэтому важно для учителя подобрать такой комплекс задач, чтобы он способствовал всестороннему развитию ученика и его интереса к физике как к науке.

Для разработки системы задач по каждой теме курса физики можно использовать системно-структурный подход. Основным понятием, которым оперируют при этом, является понятие «система». Система (в общем случае) представляет собой множество объектов, между которыми существуют определенные связи и отношения. Системы обладают различными свойствами: структурными, функциональными и др. Структурные свойства системы характеризуют ее компоненты, отношения между ними и отношения между отдельными компонентами и системой в целом. Если компоненты системы существенно влияют друг на друга, то считают, что они образуют систему, обладающую определенной структурой.

Очевидно, что учебный материал по физике представляет собой систему, обладающую логической структурой. Основными компонентами этой системы являются элементы физических знаний (научные факты, понятия, явления, процессы, законы, свойства тел и т. п.). Между структурными элементами физических знаний существуют внутренние связи, которые отражают связи, существующие между объектами и явлениями реального мира.

Таким образом, учебный материал каждой темы можно представлять как систему, состоящую из элементов физических знаний, между которыми существуют логические связи и отношения.

С точки зрения системно-структурного подхода, задачи по физике отражают и реализуют связи и отношения между элементами физических знаний. Значит, для создания оптимальной системы задач по данной теме необходимо выделить в ней основные элементы физических знаний, установить связи и отношения между ними, а также связи и отношения между элементами знаний данной темы и элементами знаний других родственных тем. Затем подобрать (составить) такую систему задач, чтобы их содержание и структура соответствовала всем выявленным связям и отношениям между элементами физических знаний. Свойства каждой задачи (содержание, структура, сложность и др.) зависят от вида связей и отношений в выделенной системе знаний.

Кроме того, система задач по теме должна быть построена так, чтобы каждая очередная задача содержала определенную новизну, была достаточно трудной, но посильной для учеников, требовала соответствующих приемов работы над ней.

Таким образом, системно-структурный подход создает возможности для разработки оптимальной системы задач по физике сточки зрения их содержания, структуры, методов и способов решения, видов деятельности и др. Однако следует признать, что в настоящее время система задач по физике создается преимущественно опытным путем и интуитивно.

Методический анализ «Сборника вопросов и задач по физике 10 кл.»

Как было сказано выше, что для достижения успехов в обучении физики в целом и решении задач в частности необходимо выстраивать взаимосвязанные системы, которые состояли бы из элементов, помогающих наилучшему усвоению материала учениками. Поэтому проанализируем тот сборник задач, который рекомендуется к использованию в качестве учебного пособия в 11-ом классе в средних школах.

Во-первых, хочется отметить, что данный сборник был издан в 2003 году, а учебники, рекомендуемые к использованию в качестве учебных пособий в 11-ом классе в средних школах, были изданы в 2008 и 2009-х гг. Это свидетельствует о том, что данный сборник не полностью соответствует теоретическому материалу в учебниках, так как учебная программа пересматривалась неоднократно. Во-вторых, 8-ми разделам учебника только 5 разделов задачника соответствует программе, то есть на оставшиеся разделы необходимо учителю самостоятельно подбирать литературу, потому что ни каких других учебных пособий не рекомендовано.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по педагогике:

Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке: 1. Активно участвует в процессе обучения детей. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководи ...

Использование музыки во внеклассное время в школе глухих
Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На музыкальных занятиях учащиеся учатся воспринимать музыку (с помощью индиви ...

Нужна ли студенту ППФП
На необходимость прикладной физической подготовки при обучении промышленных рабочих указывалось в статьях советских ученых, написанных в первые годы Советской власти. Уже тогда специалисты предпринимали первые попытки разработать организационно-методичес­кие аспекты этой проблемы. Трудовая гимнасти ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru