Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 2

Содержание параграфов и практических упражнений в целом обеспечивает преемственность при изучении физики на разных ступенях образования, однако не в достаточной мере позволяет планировать упражнения обязательного и необязательного уровня для развития интереса к предмету, для проявления творчества, для проявления исследовательских способностей. Заслуживает внимания тот факт, что в конце каждого параграфа даются «Контрольные вопросы», позволяющие учителю скорректировать работу с учащимися на итоговый контроль.

Межпредметные связи в учебнике наиболее ярко прослеживаются с предметами «математика» и «биология», что закономерно. Однако в главе 1

« Колебания и волны» и в главе 2 «Электромагнитные колебания и волны» не используется понятие производной, изучение которого было возвращено в школьный курс математики и является наиболее используемым в физике.

Данный учебное пособие содержит достаточно иллюстративного материала, однако некоторые рисунки научно недостоверны (например, рис. 69 «линейчатые спектры испускания) или не сопровождаются комментариями в тексте (например, рис.1 «Движение по окружности»). В целом таблицы, рисунки, схемы, помогают учителю сопровождать свой рассказ на научном и доступном уровне, а учащимся воспринимать этот материал наглядно. Качество иллюстративного материала вполне соответствует содержанию учебного предмета физика.

Из двух целей: передача определенной суммы знаний и организация познавательной деятельности школьников – обе цели в данном учебном пособии просматриваются достаточно хорошо. Работа по данному пособию во многом позволяет учителю решать вопросы повышения качества подготовки учащихся по физике и формированию интереса к изучению данного предмета. К сожалению, в книге не всегда выдерживается научная корректность содержания (определения некоторых физических величин, например математического маятника, единицы измерений). В пособии соблюдается общепринятая терминология и символика, однако имеются опечатки или не стыковки (в заданиях и примерах одна и та же величина обозначается разными символами).

Учебное пособие с педагогической оценки соответствует в стиле и доступности изложения материала возрасту данного класса, способствует сохранению устойчивого внимания и по содержанию материала, и по передаче определенной суммы знаний, и по организации познавательной деятельности учащихся. В целом пособие позволяет учителю строить работу по стимулированию познавательной активности учащихся при индивидуальной и коллективной формах работы; формировать у учащихся навыки самостоятельного приобретения знаний и умений. Все принципы дидактики (системность, наглядность, логичность, последовательность изложения учебного материала) в данном учебнике в целом реализованы. С точки зрения методики преподавания физики в учебном пособии можно увидеть систему развития научных понятий, основных положений и теорий, структуру содержания учебного материала, систему заданий, задач и лабораторных работ. Все эти направления в данном пособии есть и позволяют в целом учителю методически грамотно построить урок. Учебное пособие новизной по структуре, содержанию и методическому аппарату практически ничем не отличается от ранее издававшихся по данным темам учебных пособий тех же авторов.

Теперь перейдем к более детальному анализу данного учебного пособия, а именно рассмотрим каждую главу в отдельности.

Название главы

Основные особенности и недочеты

1.

«Колебания и волны»

(программой предусмотрено всего 11 ч)

В данной главе всего 6 параграфов. Уже с первого параграфа «Колебательное движение» можно заметить неточности. В частности на стр.6 рис.1 «Движение по окружности» изображено движение материальной точки по окружности и математического маятника, проводится связь между двумя этими движениями, но нигде в параграфе не поясняется. Далее авторы записывают формулы для нахождения координаты х, проекции скорости и проекции ускорения, но не поясняют, как они находятся, то есть без использования понятия производной. На стр.9 в формуле Fх = -kх никак не комментируется коэффициент k, внешне напоминающий коэффициент жесткости.

Затем отмечаем неточности в ответах к упражнению №1: уже в первой задаче написано уравнение для координаты х, которое зависит не от одной переменной t, а и от ν. Для второй задачи в ответе циклическая частота ω измеряется в Гц, а не в рад/с.

На стр.10 в примере решения задач авторы подразумевают буквенные обозначения t и τ как одно и то же, то есть не видят принципиальной разницы.

В параграфе «Пружинный и математический маятники» дано неточное определение математического маятника, а именно пояснение, что материальная точка находится «в поле каких-либо сил, например силы тяжести Земли». Но в выводах к главе формулировка точная.

На стр.14 вводится понятие эффективного ускорения g*, но как его рассчитывать не поясняется.

После параграфа №3 в упражнении на стр.22 в задаче №1 неправильно формулируется вопрос, а именно необходимо было написать, чему равна потенциальная энергия системы, а не груза, как указано.

2.

«Электромагнитные колебания и волны»

(программой предусмотрено всего 9 ч)

В параграфе №7 «Колебательный контур. Формула Томсона» хорошо сопоставлены механические и электромагнитные колебания в табл.4

В параграфе №8 «Переменный электрический ток» на стр.47 вводится понятие производной для нахождения ЭДС из формулы зависимости магнитного потока через рамку от времени, но никаких комментариев при этом нет.

3.

«Оптика»

(программой предусмотрено всего 17 ч)

В параграфе №14 «Электромагнитная природа света» на стр.73 в формуле для нахождения частоты в одном месте используется λ, а во втором – λп

Для параграфа «Формула тонкой линзы» дан четко и последовательно материал; хорошо изображены различные построения в тонкой линзе.

В параграфе №21 «Дисперсия света. Спектр. Спектральные приборы» не соответствуют спектры испускания и поглощения на рис. 69 стр.107 и рис.72 стр.108 – на одном у водорода изображено 5 полос, а на другом – 4.

4.

«Основы специальной теории относительности»

(программой предусмотрено всего 5 ч)

В параграфе №24 «Относительность одновременности событий, длин и промежутков времени» вводится авторами релятивистский множитель γ, но не поясняется для чего он вводится.

В параграфе №25 «Закон взаимосвязи массы и энергии» много неточностей в формулах. Например, в формуле (4) на стр.127 вместо m0 пишут m, то есть не проводят разграничение между релятивистской и классической механикой. Нет четкого понятия и определения, что входит в полную энергию.

5.

«Фотоны. Действия света»

(программой предусмотрено всего 5 ч)

В данной главе нерационально расположены параграфы: вначале идет фотоэффект, а потом понятие фотона. Очень громоздкое определение фотоэффекта, которое детьми тяжело воспринимается.

В параграфе №29 «Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта» в табл. 8 на стр.142 неправильно записана степень для частоты (10-14). Формула (4) на стр.144 всегда выводилась в виде задачи, а здесь дана в готовом виде без пояснений.

В параграфе №30 «Давление света» нет разграничения между буквенными обозначениями давления и импульса, а именно и то и другое обозначают как p, что приводило к путанице среди учеников при решении задач по данной теме

6.

«Физика атома»

(программой предусмотрено всего 9 ч)

В параграфе №35 «Строение атома водорода по Бору» на рис.103 стр.169 на энергетической диаграмме не названы серии, то есть, не подписаны, хотя при решении задач из разных сборников встречаем названия серий.

В параграфе №36 «Излучение и поглощение света атомами» называется постоянная Ридберга, но не поясняется ее физический смысл и каким образом ее получают.

7.

«Ядерная физика и элементарные частицы»

(программой предусмотрено всего 11 ч

Данная глава написана достаточно хорошо: рассмотрены основные понятия, формулы, дана историческая справка хронологии открытий, указаны основные графики и схемы, тем самым охвачен основной теоретический материал по данной теме.

8.

«Единая физическая картина мира»

(программой предусмотрено всего 2 ч)

Материал носит ознакомительный характер, является обобщением всего учебного пособия в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Дошкольная педагогика Франции
Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создал ...

Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
База практики: Отделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Миллеровскому району. Фактический адрес учреждения: Российская Федерация, 346130, Ростовская область, Миллеровский рай ...

Психологические основы контроля знаний учащихся
В 80-х гг. XX века работники образования постепенно стали приходить к выводу, что необходимо в условиях тогда еще советской школы выдвинуть на первый план качество знаний школьников. Действительно, незачем даже ставить перед собой другие проблемы, существующие в школе, не решив сначала этот вопрос. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru