Содержание параграфов и практических упражнений в целом обеспечивает преемственность при изучении физики на разных ступенях образования, однако не в достаточной мере позволяет планировать упражнения обязательного и необязательного уровня для развития интереса к предмету, для проявления творчества, для проявления исследовательских способностей. Заслуживает внимания тот факт, что в конце каждого параграфа даются «Контрольные вопросы», позволяющие учителю скорректировать работу с учащимися на итоговый контроль.
Межпредметные связи в учебнике наиболее ярко прослеживаются с предметами «математика» и «биология», что закономерно. Однако в главе 1
« Колебания и волны» и в главе 2 «Электромагнитные колебания и волны» не используется понятие производной, изучение которого было возвращено в школьный курс математики и является наиболее используемым в физике.
Данный учебное пособие содержит достаточно иллюстративного материала, однако некоторые рисунки научно недостоверны (например, рис. 69 «линейчатые спектры испускания) или не сопровождаются комментариями в тексте (например, рис.1 «Движение по окружности»). В целом таблицы, рисунки, схемы, помогают учителю сопровождать свой рассказ на научном и доступном уровне, а учащимся воспринимать этот материал наглядно. Качество иллюстративного материала вполне соответствует содержанию учебного предмета физика.
Из двух целей: передача определенной суммы знаний и организация познавательной деятельности школьников – обе цели в данном учебном пособии просматриваются достаточно хорошо. Работа по данному пособию во многом позволяет учителю решать вопросы повышения качества подготовки учащихся по физике и формированию интереса к изучению данного предмета. К сожалению, в книге не всегда выдерживается научная корректность содержания (определения некоторых физических величин, например математического маятника, единицы измерений). В пособии соблюдается общепринятая терминология и символика, однако имеются опечатки или не стыковки (в заданиях и примерах одна и та же величина обозначается разными символами).
Учебное пособие с педагогической оценки соответствует в стиле и доступности изложения материала возрасту данного класса, способствует сохранению устойчивого внимания и по содержанию материала, и по передаче определенной суммы знаний, и по организации познавательной деятельности учащихся. В целом пособие позволяет учителю строить работу по стимулированию познавательной активности учащихся при индивидуальной и коллективной формах работы; формировать у учащихся навыки самостоятельного приобретения знаний и умений. Все принципы дидактики (системность, наглядность, логичность, последовательность изложения учебного материала) в данном учебнике в целом реализованы. С точки зрения методики преподавания физики в учебном пособии можно увидеть систему развития научных понятий, основных положений и теорий, структуру содержания учебного материала, систему заданий, задач и лабораторных работ. Все эти направления в данном пособии есть и позволяют в целом учителю методически грамотно построить урок. Учебное пособие новизной по структуре, содержанию и методическому аппарату практически ничем не отличается от ранее издававшихся по данным темам учебных пособий тех же авторов.
Теперь перейдем к более детальному анализу данного учебного пособия, а именно рассмотрим каждую главу в отдельности.
№ |
Название главы |
Основные особенности и недочеты |
1. |
«Колебания и волны» (программой предусмотрено всего 11 ч) |
В данной главе всего 6 параграфов. Уже с первого параграфа «Колебательное движение» можно заметить неточности. В частности на стр.6 рис.1 «Движение по окружности» изображено движение материальной точки по окружности и математического маятника, проводится связь между двумя этими движениями, но нигде в параграфе не поясняется. Далее авторы записывают формулы для нахождения координаты х, проекции скорости и проекции ускорения, но не поясняют, как они находятся, то есть без использования понятия производной. На стр.9 в формуле Fх = -kх никак не комментируется коэффициент k, внешне напоминающий коэффициент жесткости. Затем отмечаем неточности в ответах к упражнению №1: уже в первой задаче написано уравнение для координаты х, которое зависит не от одной переменной t, а и от ν. Для второй задачи в ответе циклическая частота ω измеряется в Гц, а не в рад/с. На стр.10 в примере решения задач авторы подразумевают буквенные обозначения t и τ как одно и то же, то есть не видят принципиальной разницы. В параграфе «Пружинный и математический маятники» дано неточное определение математического маятника, а именно пояснение, что материальная точка находится «в поле каких-либо сил, например силы тяжести Земли». Но в выводах к главе формулировка точная. На стр.14 вводится понятие эффективного ускорения g*, но как его рассчитывать не поясняется. После параграфа №3 в упражнении на стр.22 в задаче №1 неправильно формулируется вопрос, а именно необходимо было написать, чему равна потенциальная энергия системы, а не груза, как указано. |
2. |
«Электромагнитные колебания и волны» (программой предусмотрено всего 9 ч) |
В параграфе №7 «Колебательный контур. Формула Томсона» хорошо сопоставлены механические и электромагнитные колебания в табл.4 В параграфе №8 «Переменный электрический ток» на стр.47 вводится понятие производной для нахождения ЭДС из формулы зависимости магнитного потока через рамку от времени, но никаких комментариев при этом нет. |
3. |
«Оптика» (программой предусмотрено всего 17 ч) |
В параграфе №14 «Электромагнитная природа света» на стр.73 в формуле для нахождения частоты в одном месте используется λ, а во втором – λп Для параграфа «Формула тонкой линзы» дан четко и последовательно материал; хорошо изображены различные построения в тонкой линзе. В параграфе №21 «Дисперсия света. Спектр. Спектральные приборы» не соответствуют спектры испускания и поглощения на рис. 69 стр.107 и рис.72 стр.108 – на одном у водорода изображено 5 полос, а на другом – 4. |
4. |
«Основы специальной теории относительности» (программой предусмотрено всего 5 ч) |
В параграфе №24 «Относительность одновременности событий, длин и промежутков времени» вводится авторами релятивистский множитель γ, но не поясняется для чего он вводится. В параграфе №25 «Закон взаимосвязи массы и энергии» много неточностей в формулах. Например, в формуле (4) на стр.127 вместо m0 пишут m, то есть не проводят разграничение между релятивистской и классической механикой. Нет четкого понятия и определения, что входит в полную энергию. |
5. |
«Фотоны. Действия света» (программой предусмотрено всего 5 ч) |
В данной главе нерационально расположены параграфы: вначале идет фотоэффект, а потом понятие фотона. Очень громоздкое определение фотоэффекта, которое детьми тяжело воспринимается. В параграфе №29 «Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта» в табл. 8 на стр.142 неправильно записана степень для частоты (10-14). Формула (4) на стр.144 всегда выводилась в виде задачи, а здесь дана в готовом виде без пояснений. В параграфе №30 «Давление света» нет разграничения между буквенными обозначениями давления и импульса, а именно и то и другое обозначают как p, что приводило к путанице среди учеников при решении задач по данной теме |
6. |
«Физика атома» (программой предусмотрено всего 9 ч) |
В параграфе №35 «Строение атома водорода по Бору» на рис.103 стр.169 на энергетической диаграмме не названы серии, то есть, не подписаны, хотя при решении задач из разных сборников встречаем названия серий. В параграфе №36 «Излучение и поглощение света атомами» называется постоянная Ридберга, но не поясняется ее физический смысл и каким образом ее получают. |
7. |
«Ядерная физика и элементарные частицы» (программой предусмотрено всего 11 ч |
Данная глава написана достаточно хорошо: рассмотрены основные понятия, формулы, дана историческая справка хронологии открытий, указаны основные графики и схемы, тем самым охвачен основной теоретический материал по данной теме. |
8. |
«Единая физическая картина мира» (программой предусмотрено всего 2 ч) |
Материал носит ознакомительный характер, является обобщением всего учебного пособия в целом. |
Статьи по педагогике:
Дошкольная педагогика Франции
Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создал ...
Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков
в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
База практики: Отделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Миллеровскому району. Фактический адрес учреждения: Российская Федерация, 346130, Ростовская область, Миллеровский рай ...
Психологические основы контроля знаний учащихся
В 80-х гг. XX века работники образования постепенно стали приходить к выводу, что необходимо в условиях тогда еще советской школы выдвинуть на первый план качество знаний школьников. Действительно, незачем даже ставить перед собой другие проблемы, существующие в школе, не решив сначала этот вопрос. ...