Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 3

Таким образом, данное учебное пособие является недостаточно доработанным и содержит определенное количество недочетов и неточностей. Поэтому при подготовке учителя к уроку необходимо очень осторожно и внимательно использовать учебный материал данного пособия и, по возможности, обращать внимание учеников на эти неточности, а также использовать как можно больше источников, в частности учебников, физических словарей, энциклопедий, журналов и т. д. других авторов, издательств.

Давно назрела необходимость в анализе и обобщении методического и дидактического материала по разным направлениям образовательной деятельности в области физики и находящего применения за пределами физико-математической школы. При всех различиях условий и целей общеобразовательных и специализированных школ опыт последних лет имеет, и общее значение и во многом указывает направление назревших изменений.

Из образовательной политики в области государственного тестирования следует, что умение решать задачи становится основным критерием успешности обучения физике. В свете этого рассмотрение учебной задачи как элемента, конструирующего весь процесс обучения и обеспечивающего активную познавательную деятельность учащихся, представляется своевременным.

В школах практика по решению задач является основным средством приобщения учащихся к содержанию и методам физики. Основная причина в том, что для подлинного усвоения физики и успешного обучения в вузе важны именно те навыки, которые развиваются при решении задач, но это не отражается при распределении учебных часов. Так, сейчас для 11-го класса средней общеобразовательной школы предусмотрено Министерством образования всего 70 часов физики (т. е. 2 часа в неделю) и из них 16 часов на уроки по решению задач. Поэтому можно судить, что при построении курсов физики в общеобразовательной школе задачи рассматривают как необходимый, но все же вспомогательный компонент курса, который к тому же все чаще подвергается сокращению.

Вместе с тем заметна опасная тенденция вырождения образовательного процесса в "натаскивание" на типовые, стандартные задачи, что не отвечает целям полноценного физического образования и практически неэффективно. Это не позволяет системно и в полную силу использовать высокий обучающий и развивающий потенциал задач, ввести в общую практику многие ценные методические находки и приемы, мало способствует воспитанию интереса к физике, не позволяет гибко учесть возрастные и другие особенности учащихся.

Назначение задач в курсе физики общеобразовательной школы зачастую понимается неоправданно узко. Более того, многие известные и доказавшие свою плодотворность методические подходы не используются в полной мере. Поэтому есть смысл остановиться на общем рассмотрении назначения задач и наметить связи с темой данного исследования.

Нельзя понять физику, не решая задач. Решение задач важнейший вид учебной деятельности, в которой учащиеся овладевают теоретическим содержанием курса физики, развиваются их творческие способности, формируются способы и структуры деятельности, лежащие в основе продуктивного мышления.

Распространенное мнение о том, что задачи служат для проверки знаний, чересчур односторонне. Решение задач является и средством овладения знаниями и методами физического мышления, помогают ощутить дух научного поиска. Интересная и важная задача - своего рода вызов творческим способностям учащихся, она вызывает эмоции, а проблема, в ней поставленная, становится их собственной проблемой.

Использование задач в учебной деятельности многоаспектно и здесь важны не только "прямое" и "стандартное" назначение в локальном контексте, но и "сопутствующие" методические цели, которые обеспечивают интегральный эффект. Реализация таких целей требует и соответствующего построения курса в целом. Это, прежде всего, относится к возможностям пропедевтики, когда для "отработки" какого-либо раздела курса используются задачи, подготавливающие усвоение других разделов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Божественная пропорция в искусстве
Золотое сечение в архитектуре Рис. 12 В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что если некоторые пропорции в здании кажутся образующими золотое сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. З ...

Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением
Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали ряд авторов (Р. Баркер, М. Бауман, Дж. Боули, Ф. Гатлен, Дж. Зук, Н. Йодер, О. Кохен, Б. Ловенфельд, Т.П. Паташене, Д. Уоррен, К. Уильямс, В.А. ...

Проблемы и перспективы современного урока
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru