Методика проведения вводного инструктажа

Образование и воспитание » Характеристика подготовленности учащегося » Методика проведения вводного инструктажа

Страница 2

Мастер разработал содержание изложения нового материала. Теперь встает вопрос о том, в какой последовательности это делать. Чаще всего последовательность диктуется логикой освещаемого вопроса, последовательностью развития событий, протекаемых процессов и явлений.

В этом случае мы ведем свои объяснения так, чтобы каждая последующая мысль вытекала из предыдущей, и в свою очередь, готовим учащихся к пониманию и развитию следующего вопроса, т.е. ведем объяснения по логике, последовательности развития процесса, хода события.

Это, так сказать, прямая, естественная, обычная последовательность. Нередки случаи, когда объясняемый материал дает нам возможность избрать такую последовательность изложения, которая, на первый взгляд, кажется нелогичной. Речь идет об одной стороне обучения, приобретении учащимися знаний. Но при этом мы должны помнить, что в процессе изложения нового материала должен решать и целый ряд таких задач, как развитие у учащихся умения слушать, воспринимать излагаемое, анализировать и обобщать, делать выводы. Для решения этих задач педагогическая наука разработала целый ряд методов. Это рассказ, объяснение, беседа, лекция (школьная), самостоятельная работа учащихся с учебной и технической литературой. К сожалению, в своей практической деятельности мы нередко берем на вооружение ограниченное количество методов. Именно поэтому, учащийся должен внимательно проанализировать каждый вопрос, с которым будет знакомиться, с точки зрения метода, наиболее приемлемого для учащихся и особенностей учебного материала. После проведения такого анализа необходимо дать конкретные рекомендации о том, какие вопросы лучше осветить методом рассказа – объяснения, какие беседой или путем самостоятельной работы с литературой. Эти рекомендации должны быть мотивированы. Одним из важнейших средств, используемых преподавателями и мастерами на уроке, являются наглядные пособия. Их роль трудно переоценить. Они являются и непосредственным объектом изучения, и средством иллюстрации мыслей, приводимых в данный момент, и средством, помогающим развивать некоторые качества учащихся. В настоящее время, благодаря развитию современной техники и педагогики, арсенал средств, обеспечивающих наглядность обучения, значительно расширился, и поэтому их роль в обучении и воспитании учащихся стала значительно выше. Лучшие мастера уже освоили комплексное использование наглядных пособий, систематизировали их. В некоторых случаях последовательность может быть не двух, а трехступенчатая:

1. объяснение с использованием схематических наглядных пособий;

2. объяснение с использованием объемных наглядных пособий (макетов);

3. объяснение с использованием натуральных наглядных пособий.

Это бывает, обычно в тех случаях, когда изучаемый объект отличается повышенной сложностью, принципиально отличается по конструкции и принципу действия от всего ранее изучаемого учащимися. На уроках производственного обучения очень велика роль показа последовательности и техники выполнения трудовых приемов. Умение правильно показать – это большое искусство, требующее и знание законов выполнения этой работы и тщательной подготовки. Наиболее часто мы демонстрируем трудовой процесс по стадиям. Такие стадии: демонстрация процесса в полном объеме, от начала до конца в рабочем темпе без объяснений; демонстрация процесса по частям, в замедленном темпе с пояснениями, проверкой понимания и повторением (в случае необходимости); демонстрация процесса в полном объеме, в рабочем темпе, без пояснений. Демонстрация на первом этапе преследует цель показать учащемуся трудовой процесс в законченном виде, помочь ощутить время, которое требуется квалифицированному рабочему для его выполнения, увидеть привлекательность, красоту действия мастера. Словом, чтобы создать общее представление, заинтересовать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольник ...

Характеристика социальной ситуации, связанной с распространением наркотической зависимости среди старших подростков
Массовое изучение образа жизни старших подростков, проводимое в 2001 г. в различных городах России показало, что 12% респондентов в возрасте до 16 лет однократно пробовали наркотические вещества (с учетом токсических веществ этот показатель возрастает до 18,9%), а около 0,9% принимают их регулярно. ...

Виды культурно-досуговой деятельности детей
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru