Особенности восприятия и изучения лирики

Образование и воспитание » Особенности восприятия и изучения лирики

Страница 2

Его перу принадлежат строки « Весеннего приветствия стихотворцам»:

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам! –

Творенью пир даёт природа,

Свиданья пир даёт сынам!

Дух силы, жизни и свободы

Возносит, обвевает нас! .

И радость в сердце пролилась,

Как отзыв торжества природы,

Как бога животворный глас! .

Сам поэт оставил нам великолепные образцы владения словом. Чтобы увидеть это нужно выразительно прочесть стихотворение «Silentium!»:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и захотят оне

Безмолвно, как звёзды в ночи, -

Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими и молчи.

Лишь жить в себе самом умей-

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно – волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью и молчи!

В 10 классе представление о лирике Ф.И.Тютчева обогащается изучением ряда стихотворных текстов, которые на первый взгляд могут показаться традиционными. Но только он любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. У него образ вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Десятиклассники, знающие стихи о назначении поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, с интересом относятся к новой для них трактовке темы, познакомившись с опубликованным в 1850 году стихотворением, имевшим заглавие «Поэзия»:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам -

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре –

И на бунтующее море

Льёт примирительный елей.

Но сам Тютчев был равнодушен к своим литературным успехам.

При общении с учениками целесообразно подчеркнуть обращение Тютчева к теме любви. Любовь в мире Тютчева – это проклятие, предчувствие гибели, судорога души. Такой была не освящённая браком любовь Тютчева к молодой женщине Е.Денисьевой. Любовь их длилась 14 лет, до самой её смерти. У них было трое детей. Ей она принесла муки и смерть, ему – неизбывные страдания. Эта губительная страсть послужила основой для трагических стихов.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

«О, как убийственно мы любим »

Я очи знал – о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

«Я очи знал – о, эти очи »

В трагической симфонии любви звучит у Тютчева и тема светлой печали, очарования этими мгновениями:

И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слёз.

«Я очи знал – о, эти очи! »

Любовь для Тютчева была могущественной вспышкой жизни, отражением в одном миге накала «Вселенной». Спустя пять лет после смерти Е.А.Денисьевой Тютчев создал стихотворение, в котором сказалась не только его неутихающая боль, но и гражданская скорбь:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т. ...

Характеристика опыта проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального образования с использованием интерактивных методов
В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения. Понятие «интеракция» пришло к ...

Виды библиографического описания документов
Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru