Особенности восприятия и изучения лирики

Образование и воспитание » Особенности восприятия и изучения лирики

Страница 3

Две силы есть – две роковые силы,

Всю жизнь у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы, -

Одна есть Смерть, другая - Суд людской.

«Две силы есть…»

Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях он пользуется готовыми мифологическими образами

( «Весенняя гроза», «Полдень» ).

Нужно подчеркнуть то, что Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Некрасов поставил в особую заслугу Тютчеву «живое, грациозное, пластически – верное изображение» внешнего мира и указал на умение поэта подмечать в нём «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина».

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

«Не то, что мните вы, природа»

Стихотворное наследие Тютчева невелико. Оно вмещается в одной небольшой книге. Но как написал на сборнике стихотворений Тютчева А.А.Фет,

…муза правду соблюдая,

Глядит, - а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Необходимо отметить что - эта небольшая, но столь весомая книжка принадлежит к числу самых драгоценных достояний русской и мировой лирики.

План - конспект урока русской литературы в 10 классе по теме: «Анализ лирики Тютчева»

Цели: Открыть учащимся своеобразие Тютчева как писателя и человека не похожего на предшественников; понять, почему личность и творчество Тютчева так неоднозначно воспринимались современниками.

Оборудование: Портрет Тютчева, учебник-хрестоматия для 10 класса.

Ход урока:

1. Приветствие, проверка присутствующих.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой Фёдора Ивановича Тютчева, постараемся понять, почему современники так неоднозначно воспринимали произведения Тютчева.

Откройте тетради и запишите число и тему урока. Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова Русского писателя А.А.Фета:

…муза правду соблюдая,

Глядит, - а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

3.Объяснение нового материала.

А сейчас обратим внимание на доску. Здесь нарисована таблица, которую вам необходимо перерисовать в тетрадь. Вы будете её заполнять по ходу нашего урока. Начнём:

дата

события

1816г

Первая ода «На новый 1816 год»

На развитие будущего поэта оказали влияние три человека: мать, Е.Л.Тютчева, урождённая Толстая, - женщина, обладавшая недюжинным умом и «фантазией, развитой до болезненности»; дядька Н.А.Хлопов, опущенный на волю крепостной Татищевых и молодой поэт – переводчик С.Е.Раич, домашний учитель Тютчева, готовивший его к поступлению в университет.

Раич упоминает о том, что по «тринадцатому году Фёдор Иванович переводил уже оды Горация с замечательным успехом. Одно из подражаний Тютчева Горацию – ода «На новый 1816 год» - была прочитана 22 февраля 1818 критиком и поэтом, профессором Московского университета А.Ф.Мерзляковым в Обществе любителей русской словесности. 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт избирается сотрудником Общества, через год появляется в печати тютчевское вольное переложение «Послание Горация к Меценату. С.Е.Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии и античной классике. С 1819 по 1821 год Тютчев является студентом Московского университета, и всё благоприятствует его поэтическим занятиям. Общество любителей русской словесности по достоинству оценивает его первый опыт. Закончив университет, в 1822 году он уезжает в Мюнхен, затем в Турин и всего проводит вне родины 22 года. За границей, помимо дипломатической работы , занимается переводами Гейне, Шиллера и других европейских поэтов, что помогает ему выработать свой собственный стиль в поэзии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Опыт музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом
В настоящее время имеется определенный педагогический опыт использования музыки не только в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, в специальных дошкольных и школьных учреждениях, но и при их индивидуальном обучении по программам детской музыкальной школы. Педагогически ...

Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...

Детерминанты авторитета педагога
Успешное осуществление педагогом процесса личностно формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность — существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений. Феномен авторите ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru