в) Фразы №№6 и 8 определяют требование к учителю, его оценочной системе. Фраза №6 показывает, насколько учитель объективен к детям, с позиции родителей. Все родители указали, что учитель ставит «справедливые» отметки, «в соответствии со знаниями ученика». Они согласны с учителем, не предъявляют к нему претензий. Авторитет учителя сохраняется перед детьми. Родители определяют такие главные качества учителя (фраза №8), как: «нормальный», «добрый», «умный», «справедливый» человек, который «должен заинтересовать учеников своим предметом», обязательно должен быть «другом и наставником» ребёнку.
г) Фраза №7 – дифференциация «отметки» и «оценки». Фраза №7 раскрывает, насколько родители различают понятия «оценка» и «отметка». Так, 55,6% родителей написали, что «оценка» и «отметка» разные вещи, из них только 22,2% попытались расписать разницу («не одно и то же, но они должны совпадать», «как учитель оценит знания и в соответствии поставит нужную отметку»). Для 11,1% родителей отметка и оценка – «показатель подготовки ученика», а 22,2% родителей не разводят понятия, считая их синонимами. И только 11,1% родителей считают, что «отметка не главное, а главное знания ребёнка».
д) Фраза №9 определяет решение вопросов успеваемости ребёнка. Так, 66,7% родителей обращаются только к учителю, не спрашивая у ребёнка; 22,2% родителей спрашивают только у ребёнка, не обращаясь к учителю, не могут выяснить истинную причину, не находят правильного решения; и только 11,1% родителей выясняют все вопросы с ребёнком, а затем с учителем, выясняя, таким образом, причину и устраняя её сразу.
Для большинства (88,9%) родителей школа, школьные успехи ребёнка играют первостепенную роль, они судят по отметкам о личности ребёнка, посредством отметок влияют на неё. И только небольшая часть родителей (11,1%) видят в ребёнке маленького, развивающегося человека.
За всю историю развития оценочной системы попытки выработать эти критерии были неоднократными. Однако даже на самые объективные критерии оценивания ученики будут реагировать субъективно и неодинаково. Тот, кто предлагает «разработку объективных и строгих критериев, тот исходит из прежних и пока существующих представлений о том, что никто добровольно учиться не будет. Он не выходит за рамки старой, как мир, идеи усиления контроля за знаниями учеников».
К причинам сохранения традиционной балльной системы относятся: возможность и необходимость представить немедленный отчёт начальству об успехах класса; простота применения баллов, позволяющая учителю воздействовать на учащихся; предупреждение всех возражений, которые могут предъявить родители.
Существуют различные психологические механизмы, лежащие в основе тех или иных переживаний и стилей поведения детей в оценочных ситуациях: рассогласование между уровнем притязаний ученика и его реальными достижениями; высокая самооценка, сочетающаяся с неуверенностью в себе; разные типы психологической защиты.
Проведенные исследования показали, что между вторыми и третьим классами наблюдается резкое различие по отношению к учебе и оценочной деятельности учителя. Уже во втором классе есть учащиеся, вообще не понимающие и не осознающие необходимости учения. Такие ученики ходят в школу пообщаться, поиграть, провести время, рассказывать анекдоты и для занятия другими вещами. Во втором классе оценочная деятельность учителя начинает играть для ребёнка важную роль. Отметки дают неверное направление уму и деятельности ученика, они становятся для него целью. Ученик идёт «за пятёрками», необходимыми не столько ему, сколько его родителям, а он за отметки получит похвалу и поощрение.
Таким образом, не для всех учащихся решена важная задача учителя – научить детей учиться, не у всех сформированы мотивы учения, не для всех (но для большинства) ясна необходимость в учении.
В 3 классе дети уже наиболее остро чувствуют психологическую и социальную значимость отметки и оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. Отметка влияет на становление личности учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние. На фоне отметки уже во 2-3 классе возникают скрытые конфликты, учащиеся таят обиду на учителя.
Похвала воздействует положительно на ребенка, делая его более уверенным в себе, снимая напряжение.
Дети по оценочной деятельности судят о личности учителя, если учитель ставит «5» и «4», то он «хороший», а если «3» и «2», то – «плохой». Также родители (да и сами учителя) судят по отметкам о детях.
Переживания ученика зависят не только от того, какую оценку он получит, но и от того, как учитель стремится построить оценочную ситуацию. При этом значение имеют относительно-нормативная ориентация учителя, его ожидания по отношению к конкретному ученику, специфика контроля за учебной работой, виды используемых оценок, общий эмоциональный фон. Организуя оценочную ситуацию, учителя должны ориентироваться на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся. Мы согласны с И.Ю Кулагиной, которая обозначила общие психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе:
Статьи по педагогике:
Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания – специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, име ...
Неуспевающие дети. Кто они
Представление, что число нервных людей в наш век с его напряженным ритмом жизни все увеличивается, стало тривиальным. Оно подтверждается тем, что исследования в разных странах показывают безусловное нарастание частоты неврозов, наиболее распространенного нервного заболевания. Итак, «нервный ребенок ...
Эмоциональный процесс
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Эмоциональн ...