Нравственные чувства.
Изучение проявления чувства долга у детей дошкольного возраста.
У детей седьмого года жизни возрастает потребность в дружеских отношениях со сверстниками, оценки, которые дают дети сверстникам, имеют более обобщенный характер и говорят о возрастающей сопричастности жизни группы (хорошие советы, заступаются за слабых, у ребенка появляется чувство долга).
Подготовка исследования:
Для исследования отобрана группа детей подготовительной группы. Лиза Б., Данил Б., Аня Ш., Денис А., Настя Н.
Цель: Определить нравственное развитие детей, к сверстникам и готовности к школе.
Проведение исследования:
Наблюдение I.
В групповой комнате экспериментатор наблюдает за Даниилом Б. К одним детям он относится с симпатией, к другим - без симпатии, к третьим с сочувствием. Данилу дают несколько игрушек, одна из них очень интересная и привлекательная. Экспериментатор следит за взаимоотношением детей, положительное отношение к сверстникам одобряет, с Настей, Денисом, Лизой, Данил делится игрушками и дети стараются играть коллективом, но есть и отрицательный момент: к Ане Данил проявляет эгоистические чувства - экспериментатор осуждает эти действия. При этом экспериментатор выясняет, почему Данил так поступил по отношению к Ане, и почему самую интересную игрушку он уступил Лизе.
Вывод: В целом, у Даниила развито чувство долга, чувство товарищества по отношению к сверстникам. Но иногда проявляется несдержанность в определенные моменты, к некоторым товарищам.
Для того чтобы у Даниила не проявлялись отрицательные эмоции по отношению к сверстникам, необходимы оценочные отношения (хорошо, плохо), практические действия, на основе которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое отношение к людям, организованность поведения.
Наблюдение II.
Экспериментатор предлагает Лизе, Насте, Денису, Данилу, Ане навести порядок в уголке природы, где находится хомячок и аквариум с рыбками. Дети с удовольствием соглашаются. Экспериментатор наблюдает за деятельностью детей и коллективной работой. Поведение детей хорошее, атмосфера доброжелательная спокойная.
В группу входит художественный руководитель и предлагает всем ребятам пройти в актовый зал для просмотра мультипликационного фильма "Мишка - задира". Происходит всплеск эмоций у детей, Денис и Аня, оставляют свою работу и, не закончив, идут смотреть мультфильм. Настя, Данил, Лиза остаются в уголке природы и доводят начатое дело до конца. Экспериментатор задает детям вопрос: Почему они остались и не пошли со всеми детьми? Хотелось ли им посмотреть мультфильм?
Настя объяснила, что кто же поухаживает за животными, если не мы! А мультфильм я могу и дома посмотреть. Лизе вообще не хотелось идти смотреть мультфильм. Данил ответил: "Я смотрел его уже много раз, лучше девчонкам помочь".
Вывод: У Лизы, Данила, Насти к седьмому году жизни развито чувство долга, дети понимают, что начатое дело необходимо доводить до конца и конечно заботиться о "братьях наших меньших". У Дениса и Ани, чувство долга отсутствует, необходимо проводить беседы, объяснения по развитию нравственного воспитания.
Интеллектуальные чувства.
В данном эксперименте нас интересует развитие интеллектуальных чувств детей седьмого года жизни.
Цель: Определить развитие интеллектуальных чувств в процессе познавательной деятельности. Что дети имеют в виду, используя те или иные понятия.
Наблюдение I.
Экспериментатор дает понятие и дети должны привести примеры, относящиеся к этому предмету.
Понятие: фрукт (могут быть яблоко, слива, груша, персик и т.д.)
Данил отвечает: яблоко, груша.
Статьи по педагогике:
Школа-центр интегрированного обучения и диагностики
- новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии
Среди открывшихся за последнее время в С. - Петербурге учреждений нового типа есть школа-центр (Невский р-н), работающая на стыке педагогики и медицины. Статистика показывает, что количество обращений к психологам, психиатрам и невропатологам по поводу различного рода нарушений у детей с каждым год ...
Определение понятий "образование" и "воспитание",
конкретизация их взаимосвязи
На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них. Согласно В.Г. Крысько, образование – "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, ...
Роль решения задач
В общей системе обучения математике решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой. Так, если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сл ...