Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Образование и воспитание » Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом » Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Страница 2

При реализации социально – педагогических мероприятий учитывались психологические особенности детей с РДА, особенности их социально-бытовой адаптации и социализации. Например, проводились упражнения на создание эмоционального контакта, учитывалась стереотипность поведения. Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения способствовала организация жизни детей по четкому расписанию, распорядку дня, в том числе и дома (по согласованию с родителями), когда последовательность событий предсказуема. Обращалось особое внимание на специфические проявления ребёнка в процессе выполнения санитарно-гигиенических процедур (глотает воду при полоскании, не любит воду, разбрасывает вещи и т. д.).

С учётом особенностей детей подбирались игры, которые были широко использовали в обучении. Т.к. Лиля и Юля проявляют некоторый интерес к куклам, то использовались игры с куклой, например «Кукла Катя моет руки». Т.к. Варя только манипулирует с предметами, использовались манипуляционные игры с водой, мылом.

Социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА включена в эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка. Научить ребенка самообслуживанию помогали многократно повторяющиеся в течение дня ситуации бытового характера (по приходу в учреждение, при укладывании, до и после еды, прогулки и др.). В процессе обучения вначале вырабатывался эмоциональный стереотип поведения. Взрослый убеждал ребенка в его положительных качествах: что он быстро и хорошо спускает и одевает трусики, моет ручки, умывается, помогает педагогу (маме) и т. д., и только после этого идет терпеливое обучение самообслуживанию, гигиеническим навыкам. Сначала почти все делал взрослый в присутствии ребенка и рассказывал, как хорошо у них получается «вместе». Ребенка подключал лишь для оказания незначительной помощи (подержать, положить). Если тот безучастен к работе взрослого, то взрослый выполнял эти действия руками ребенка, говоря при этом, что он «очень хорошо помог». Затем вместе оканчивали работу, производя все больше действий руками ребенка. При этом помощь должна быть неболезненной, но достаточно неприятной, чтобы ребенок старался избежать подобной помощи, стремясь выполнить действия самостоятельно. По наблюдениям, аутичный ребенок становится очень зависимым от подсказки, если она предоставляется в приятной или нейтральной форме. Поэтому старались побыстрее уменьшать подобную помощь, давая лишь толчок к действию и предоставляя возможность ребенку выполнить это действие самому, поощряя вначале за малейшее самостоятельное движение. Помощь была также в виде указательного жеста или словесной подсказки. При обучении навыку взрослый был сзади или сбоку от ребенка, чтобы у него возникало ощущение самостоятельного выполнения действий. При этом подбадривали ребенка и игнорировали неудачу.

Использовались поощрения за малейшие успехи. Однако, чтобы не произошло пресыщение похвалой, сохранилась ее ценность, ее ослабляли за те действия, которые автоматизировались, постепенно перенося внимание на операции, требующие освоения.

Использовались карточки (лёб-системы) как средства формирования навыка.

Проектируя систему занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА и учитывая низкую мотивацию родителей, нами поддерживалась постоянная обратная связь с родителями, обмен информацией о достижениях ребенка. Проведение совместных с родителями занятий, когда педагог отрабатывает с ребенком конкретный навык в присутствии родителей, а через несколько занятий место педагога занимает родитель.

Проектирование деятельности по формированию санитарно-гигиенических навыков.

I. Мытьё рук и умывание.

1. Включение этих процедур в режим дня.

Использовалась лёб-система, т.е. последовательные карточки (формат ½ листа А4). Например, для умывания - «просыпайся-умывайся» (после сна дома). Пример карточки в Приложении 5. Аналогичные карточки для мытья рук («пришел с прогулки» - «вымой руки», «сходил в туалет» - «вымыл руки»; «вымыл руки» - «сел кушать»). Например, если после туалета ребенок пытается убежать, его необходимо вернуть и попросить взять карточку «вымыть руки», тем самым обозначив нужное действие.

2. Предваряющие и поддерживающие игры.

Для Вари это игры на приучение к воде (сенсорные). Кроме того, в начале занятий задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта с ребенком. Первые трудности в работе с ней возникли при первом знакомстве: обычная ситуация, когда она становится напряженной. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Специфика правосознания детей дошкольного возраста
Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правосознания, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой нравственной направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также роста преступности. В со ...

Педагогическая антропология как методология педагогики
ХХ век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузк ...

Традиционные методы обучения в школе
К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. Поначалу к ним относились весьма недоверчиво, считая их пережитком прошлого. Но начиная с 1930-х гг. ситуация стала коренным образом меняться. На современном этапе развития дидактики словесным методам отво ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru