6. Учим надевать трусы. Аналогично п.3.
7. Учим спускать воду – с этим проблем не было.
8. Если ребёнок совершил «промах». Нужно показать негативную реакцию. Тут важно добиться как можно более сильного контраста между негативами и позитивами, особенно на ранних стадиях обучения. Если ребёнок не осознаёт дискомфорт или осознает его поздно (спустя 10 минут после намокания трусов), то в мозгу ребёнка процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника не связываются с дискомфортом от мокрых штанишек. И, тем более, ребёнку неясно, что для предотвращения дискомфорта надо заранее сходить в туалет. Специфика обучения в таком случае заключается в том, что после каждого «промаха» необходимо искусственно создать ребёнку некоторый дискомфорт, который должен устойчиво ассоциироваться с данной ситуацией. Снимать мокрую и испачканную одежду ребёнок должен самостоятельно, пусть даже это производится при придержании рук ребёнка нашими руками. После каждого «промаха» говорим «Лиля написала в трусы, Лиле надо мыться». Сначала это пустые слова, но постепенно, по ходу обучения, эти слова запоминаются ребёнком и станут ассоциироваться с определённой ситуацией. Теперь ребёнку нужно искусственно создать неприятную ситуацию, например, подмывать ребёнка некомфортной водой - чуть холоднее или горячее комфортной, чтобы у ребёнка начали появляться негативные ассоциации с намокающими штанишками. При этом можно не только подмыть, а легонько окатить ребёнка прохладной водичкой (комнатной температуры). Категорически нельзя ругать ребёнка, никогда нельзя – шлёпать, стыдить, агрессивно кричать на ребёнка. Но наш тон должен меняться - говорить строгим и немного сердитым тоном, но не кричим и не обзываем.
Итак, при приучении к опрятности были даны следующие рекомендации родителям:
1. Получение позитивов является вознаграждением.
2. Избежание негативов также вознаграждение. Чувство беспокойства от ожидания порицания является для ребенка неприятным; поэтому все, что приводит к уменьшению беспокойства, является вознаграждением. Неодобрение - пример социального негатива.
3. Необходимо немедленное осуществление поощрения или неодобрения поступка – сразу, а не через 2 минуты или 4. если вы заметили, что ребёнок описался спустя уже полчаса после инцидента, то ругать ребёнка или наказывать бессмысленно. В таком случае просто поменяйте ему одежду.
4. Необходимо заранее заготовить штук 20 карточек с унитазом, чтобы в случае потери картинку быстро восстановить.
5. Приучение к туалету - процесс долгий и последовательный.
Учитывая, что в рамках тройственного союза: Ребенок-Родитель-Педагог реабилитационная работа с ребенком с РДА является наиболее оптимальной, социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей осуществлялась совместно с их родителями. Взаимодействие с ними осуществлялось в соответствии с проблемно-ориентированной моделью социально-педагогической работы с родителями ребёнка с ОВЗ. Мотивировать родителей на совместную работу было очень не просто, потому что родители исследуемых детей привыкли опекать своих детей, и для них, безусловно, было гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Поэтому при ежедневных встречах и в беседе решалась первая задача мотивации - происходило постепенное формирование у них понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому цель работы специалистов центра сделать его максимально адаптированным.
Вторая задача состояла в формировании у родителей адекватного восприятия и осознания возможностей своего ребенка. Выше отмечено, что родители их завышают. Важно было сформировать у родителей правильное отношение к ребенку. Для этого родители были ознакомлены с результатами диагностики санитарно-гигиенических навыков и обсудили их, выделив ближайшие перспективы и направления работы.
Групповая консультация по применению лёб-системы в работе с детьми способствовала включению родителей в работу, т.к. давала чёткий алгоритм деятельности, сделала их более подготовленными к обучению своих детей и более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с педагогом на следующих этапах работы.
После реализации программы первого реабилитационного периода была проведена промежуточная диагностика по схеме наблюдения за ребёнком. Протокол в приложении 7. Результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9 Особенности овладения детьми санитарно-гигиеническими навыками (промежуточная диагностика)
Навык |
Варя С. |
Юля В. |
Лиля В. |
Мытьё рук с мылом: - закатывает рукава - включает воду - берёт мыло - намыливает руки - смывает мыло - отряхивает руки - выключает воду - берёт полотенце - вытирает руки - вешает полотенце |
± — + ± ± ± — + ± ± — |
± — + ± + + — ± ± + + |
± — + ± + + — ± ± + + |
Умывание: - делает руки ковшиком - умывает лицо из «ковшика» - вытирает лицо |
± ± — ± |
± + ± ± |
± + ± ± |
Полоскание рта: - удерживает воду во рту - совершает движения прополаскивания выплёвывает |
± + — + |
± + — + |
± + — + |
Туалет: - просится - спускает штаны - садится на унитаз (горшок) - сидит до выполнения - отрывает бумагу - пользуется бумагой - одевает штаны - спускает воду - моет руки - чувствует дискомфорт при дефекации и мочеиспускании в штаны |
± ± + ± ± — — + + ± — |
± ± ± + + ± ± ± ± ± + |
± ± ± + + ± ± ± ± ± + |
Статьи по педагогике:
Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приё ...
Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных
способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам
музыкально-дидактических игр
Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Задача контрольного эксперимента: - выявить динамику сформированности уровня музыкальных способностей у детей среднего дошкол ...
«Природопользование» как учебная дисциплина
Имея представление о том, что такое учебная дисциплина, можно уже рассмотреть природопользование как учебную дисциплину более детально. Выделить специфические особенности данной дисциплины. Проследить связь между дисциплиной «Природопользование» и современным состоянием проблемы окружающей среды, а ...