Для того, чтоб навык четко отрабатывался, алгоритм и советы предлагались родителям в виде дневника, где родители после каждого мытья отмечали успешность.
II. Аналогично проводилась работа по приучению к полосканию рта. Она оказалась очень трудной, т.к. дома на это никогда не обращалось внимания.
Предварительные игры.
«Бассейн», «Озеро», «Море». Наполнив таз водой, организуем игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Наполнив большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «от какое глубокое озеро – много воды! озере плавают уточки. от мама утка. А вот ее детки – маленькие утята. «Кря-кря-кря! – говорит утка. – Дети, плывите за мной!» от уточки вышли на бережок и греются на солнышке». «Море» - дуем – ветер гонит кораблик, кораблик перевернулся, достаём; обливаем кораблики струёй воды изо рта и т. д.
Обучающие игры:
- взрослый набирает в рот как можно больше воды и просит ребенка резко нажать пальцами на надутые щеки. Бах! Вот это плевок! (кто ж из детей не захочет сам повторить такое?),
- то же со щеками ребёнка,
- заполняем таз и пускаем маленькие бумажные кораблики. Теперь набираем в рот воду и, плевками стараемся потопить корабли.
Обучающие занятия по тому же алгоритму, что и ранее описан.
III. Приучение к туалету.
Общий подход (и для родителей): очень важно, чтобы у нас всегда было хорошее настроение. Каждый знак неудовольствия, даже разочарованный взгляд, ребёнок чувствует. Работать тем же способом, как и при обучении другим навыкам. Регулярно оказывать помощь и использовать простые слова, такие, как «мокрый» и «чистый». На каждый успех реагировать радостной похвалой. Обычно эффективнее великодушно похвалить ребенка за успешные старания, чем наказать после какого-либо инцидента или показать свое неодобрение. Раздевать его только в туалете, и если бывают инциденты, то меняйте штаны только там. Это поможет связать гигиену с соответствующим помещением.
Специальные действия (и для родителей): сажать ежечасно на горшок не более чем на 5 минут. Следить за тем, чтобы мы отводили в туалет спокойно и приветливо, не показывая недовольства, даже если она «намочила» в штаны. Постоянно оставаться возле ребёнка, пока он сидит на горшке. Держать что-нибудь наготове, чем можно его поощрить, когда он справится. Если у него через 5 минут ничего не получится, то забрать его спокойно и приветливо, но без похвал. Каждый раз фиксировать, когда он «намочил» в штаны, чтобы установить естественный ритм его выделений. Особое внимание обращать на то, чтобы по утрам после подъема, перед едой, перед прогулкой и перед сном водить его в туалет. Записывать также, как часто он успешно справляется в туалете. Показывать ребёнку свои записи, приклеивая на карту золотую звездочку при каждом успехе так, чтобы он мог видеть, что мы довольны им.
Использование визуальных подсказок (лёб-системы) в туалете поможет ребенку понять, каких действий от него ожидают: спустить штаны, спустить трусы, сесть на унитаз, покакать/помочиться в унитаз, вытереть (нужно указать, сколько взять квадратиков туалетной бумаги), натянуть трусы, натянуть штаны, смыть воду в унитазе, помыть руки.
Алгоритм:
1. В течение недели специалисты центра и мама ведут дневник, в какое время у ребёнка совершались «промахи». Для исследования нужно, чтобы ребёнок в эту неделю ежедневно потреблял примерно одинаковое количество жидкости. В какие-то часы (± 30 минут) «промахи» наиболее часты. Именно в это время и мы ставим ребёнку в режим обязательный поход в туалет.
2. Специалисты центра приблизительно знали, когда ребёнок, как правило, хочет в туалет. Это время выбирается для обучения навыку опрятности. Ребёнку показывается карточка с изображением унитаза и говорится «Юля хочет писать, Юля идёт писать в унитаз». Такая же картинка вешается на дверь туалета. Ребёнок ведётся к туалету, ему ещё раз показывается картинка и говорятся те же слова.
3. Учим спускать трусы. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает приспустить трусы. Постепенно ослабляем помощь, однако в случае неуспеха предоставить ее вновь.
4. Если ребёнок не сидит на унитазе (горшке), его к этому приучали. Варю удалось приучить сидеть 2-3 минуты при выдувания ею мыльных пузырей. Это позволяло девочке и до некоторой степени тужится. Можно предварительно обыгрывать ситуацию высаживания на горшок куклы.
5. Ребёнка усаживаем на унитаз и помогаем ему пробыть на унитазе 3-4 минуты. Если ребёнок пописал, его вознаграждают. Приучение туалету невозможно без системы поощрений, потому что за правильное поведение ребёнок должен получить позитивные эмоции. При поощрении детей с нарушением развития делать это выразительно и говорить «Хорошо», «Прекрасно» или «Ты молодец». Основные поощрения включают: дать попробовать кусочек еды, глоток сока, вербальное (словесное) одобрение, активность: прыганье, бег. Еда и активность - биологические или первичные поощрения, с них начинается обучение. Похвала и одобрение - социальные поощрения, они используются на более поздних этапах. Вознаграждать ребёнка надо понемногу, чтобы избежать быстрого пресыщения. Например, не давать ему весь леденец, а позволять его лизнуть в течение 1 секунды, или дать ему небольшой глоток сока, позволить подпрыгивать в течение 5 секунд. В течение дня ребёнку ни в коем случае в других ситуациях это же лакомство не даётся.
Статьи по педагогике:
Влияние физической подготовленности на
работоспособность студентов
Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с активным формированием духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях капиталистического общества. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса ...
История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в
психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...
Система повторения пройденного и справочные материалы учебников и учебных
пособий
Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения ка ...