Резюмирующий – УЭ-Р.он всегда занимает предпоследнее место в модуле. Используется для обобщения и повторения всей информации модуля. Повторяемый материал может быть представлен в форме концентрированного текста, опорного конспекта, блок – схемы, таблиц, графиков и т. д.
Контролирующий – УЭ-К– всегда занимает последнее место и реализует функцию итогового контроля. Проводится с целью определения качества усвоения материала и достижения учебных целей, представленных в блоке УЭ-0. Итоговый контроль может одновременно выполнять функции вводного, если в нём содержатся опорные знания следующего модуля.
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных в учебной программе на тему, блок тем, раздел. Оптимальным является модуль из 7-10 часов, в котором целевой и контролирующий блок обычно занимают по одному часу.
Предварительная работа учителя по конструированию всего учебного модуля предполагает:
- Выявление обязательных умений, навыков учащихся, усвоение которых определено программой;
- Изучение всего содержания учебного материала по данному
- модулю;
- Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую
- нагрузку по данному модулю;
- Составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых
- понятий);
- Подбор тестовых заданий по всему содержанию учебного
- материала;
- Составление блоков вопросов и заданий по всему содержанию
- учебного материала;
- Разработку диалогической части (продумывается организация
- уроков, по содержанию разрабатываются задания разных уровней
- сложности).
Задания могут быть расписаны на карточках, где указаны цели каждого учебного элемента: что сделать, как сделать, как осуществить проверку.
Модуль обязательно сопровождается методическим обеспечением, которое включает:
1) перечень источников информации (основных и дополнительных), которые могут быть использованы для изучения основного содержания информационного блока, его углубления и расширения;
2) указание методов учебно-познавательной деятельности, оптимальных для изучения конкретного содержания и обеспечивающих взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности;
3) систему заданий разной степени сложности;
4) возможные формы организации учебной работы на уроке и дома;
5) задания для самоконтроля учебной деятельности.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем.
Несмотря на множество выше изложенных достоинств, модульная технология имеет и ряд сложностей в применении. Её использование требует большой работы по разработке модульных программ, инструкций, новых учебных и методических пособий.
Основная идея – ученик должен учиться сам.
Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.
Комплексная дидактическая цель формулируется для отдельной темы.
Интегрирующая дидактическая цель формулируется для отдельного урока.
Учебные элементы – этапы урока, или это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.
Частные дидактические цели разрабатываются для каждого учебного элемента.
Структура модульной программы.
Модуль 1го порядка учебный элемент
2го порядка (урок)
3го порядка (тема)
4го порядка (содержание курса)
5го порядка (учебный предмет).
Типы учебных элементов.
модульное обучение
Типизация УЭ на основе носителя учебной информации
Учебный элемент (УЭ) |
Носитель учебной информации |
Указания ученику к применению |
Текстовой |
Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати |
Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и тд. |
Картографический |
Атлас, настенные карты, планы, картосхемы |
Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику |
Табличный |
Графики, таблицы, блок-диаграммы |
Определи, сравни, опиши динамику изменения и тд |
Иллюстративный |
Фото, рисунки, репродукции |
Определи, что изображено, составь рассказ, опиши и тд |
Словесный |
Учитель, докладчик, лектор |
Послушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и тд |
Компьютерный |
Базы данных, мультимедийные средства обучения |
Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, практическую работу и пр. |
Аудиовизуальный |
Видео, кино, слайды, записи, диски |
Ответь на вопросы, составь свой комментарий |
Натурный |
Географические объекты и явления на местности |
Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и тд |
Смешанный |
Несколько носителей информации |
Разнообразные |
Статьи по педагогике:
Обучение решению задач на движение с помощью схематического моделирования
На подготовительном этапе на основе движущихся моделей дети должны уяснить что значит двигаться навстречу друг другу и в противоположных направлениях. Необходимо познакомить детей с элементами чертежей к задачам на движение и научить их вычерчивать по условию задачи. 24 м ?, на 8 м < ? м После т ...
Дошкольное образование в США
Первый детский сад в Америке был создан в 1855 году эмигрантами-немцами и работал по системе Фребеля. К началу ХХ века в каждом большом городе были общественные детские сады. В это же время американские педагоги отказались от системы Фребеля и начали развивать собственные направления в дошкольной п ...
Антропологический принцип в современном познании
Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры общечеловеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не ...