Цель, задачи и организация экспериментального исследования

Страница 4

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей.

Вопросительная интонация воспринималась и воспроизводилась детьми наиболее легко.

Наблюдается замена вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса.

Трудности воспроизведения и восприятия вызывала интонация восклицания.

Общий балл по компонентам просодической стороны речи: темп(2,2/2,1); ритм (2,1/2,1); тембр (2,0/2,0); логическое ударение (1,7/1,8); сила голоса (2,5/2,5); мелодика – звуковысотные показатели (2,3/2,4).

В целом восприятие и воспроизведение компонентов интонации доступно детям, но с ошибками, что свидетельствует о нарушении интонационной стороны речи.

Наиболее трудным как для восприятия, так и для воспроизведения является употребление логического ударения во фразе.

Наблюдается перенос логического ударения с одного на другое слово в предложении.

Наиболее легкими компонентами интонации при восприятии и при воспроизведении являются сила голоса и звуковысотные изменения тона (мелодика), но наблюдается « затухание» голоса к концу фразы.

Наибольшую трудность в интонировании (по всем показателям) испытывают дети с заиканием и при ДЦП.

Средний уровень в интонировании показали дети с дизартрией и при ОНР, а также ребенок без речевых нарушений.

У большинства детей наблюдается ослабленное речевое дыхание и, как следствие, использование необоснованных пауз в середине фразы.

Наблюдается скандированность речи.

Наблюдается в отдельных случаях воспроизведение всех предложений только с одной интонацией (повествовательной, вопросительной).

Процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается наиболее нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.

Прослеживается небольшое преобладание воспроизведения

компонентов просодической стороны речи (2,0) над восприятием (2,1).

Таким образом, по результатам экспериментального исследования уровень сформированности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата следует охарактеризовать в целом как средний. Следует отметить, что дети с НОДА, имеющие нарушения речи, нуждаются в коррекционной работе по формированию просодической стороны речи.

Вывод: Материалы исследования позволили сделать вывод, что у детей с данной патологией наблюдается нарушение просодической стороны речи. Это подтверждает данные исследований ученых, а также выдвинутую нами гипотезу о нарушении просодической стороны речи у детей с НОДА, имеющих речевые нарушения.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Положение теории гуманитаризации математического образованя
Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения матем ...

Современная образовательная система Франции: традиция и тенденции развития
Образование во Франции. За последнее десятилетие количество студентов во Франции увеличилось на 37% и составило почти 1.200.000 чел. Предполагается, что к двухтысячно десятому году их число возрастет до 2.000.000. Французские университеты являются высшими учебными заведениями, автономными прежде вс ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru