Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы

Образование и воспитание » Отклоняющееся поведение как социально-педагогическая проблема » Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы

Страница 2

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.

Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Следующий подход — социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

И. П. Павлов определял человека как « .систему, в высочайшей степени саморегулирующую саму себя, поддерживающую, восстанавливающую и даже совершенствующую».

Воля всегда проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путей достижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все это оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственную ценность.

В каждом конкретном случае мы имеем неповторимое сочетание черт, качеств, свойств личности и мотивов ее общественно опасного поведения. Но в каждой индивидуальности всегда есть что-то общее, типичное, определяющее факт отклонения от социальной нормы. Знание этого общего и типичного в духовном мире несовершеннолетнего может оказать помощь воспитателю. Влияя на эмоциональную, волевую, рациональную стороны духовного мира подростка, нужно помнить, что основа его положительных черт — это правильно сформированное мировоззрение, Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям, он сможет лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами.

Ю. В. Василькова считает, что работа с детьми девиантного поведения обязательно предполагает процесс перевоспитания предупреждения или преодоления девиантных проявлений в поведении детей и подростков. Процесс перевоспитания можно подразделить на четыре этапа.

Первый этап - изучение подростка и окружающей его среды.

Второй этап - обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию.

Третий этап - это процесс накопления подросткам нравственно положительных качеств, поступков. Цель социального педагога состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Четвертый этап - самовоспитание, когда воспитанники • должен самостоятельно выйти из кризиса.

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение и воспитание на протяжении нескольких лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы, профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий включаются в общий учебный план. Учителей специально обучают методике проведения антинаркотической и антиалкологольной работы.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Содержание занятий математического кружка в 6-ом классе
Занятие №1. «Задачи на делимость». 1. Мужичок привез продавать фуки, глюки и друки. Пройдясь по рынку, он решил увеличить им цену, добавив еще по одному нулю, но не в конце, а в середине чисел. В результате цена за один фук увеличилась в 6 раз, за глюк – в 7 раз, а за друк – в 9 раз. Сколько они ст ...

Из опыта Японских глухих музыкантов
В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко". Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнол ...

Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников
Формирование правового сознания личности является результатом правового воспитания, которое предполагает усвоение ребенком старшего дошкольного возраста суммы элементарных правовых представлений; формирование нравственно-правовых чувств; привитие навыков поведения, которые соответствуют требованиям ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru