Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 27

10.Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Пространство образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса

Среда — один из значимых факторов, образования и воспитания. Культурная среда образовательного учреждения — совокупность материально-технических, знаково-символических информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие, и саморазвитие детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения (Н.Б. Крылова).

Правильно организованная среда помогает ребенку сформироваться как личности и впоследствии как индивидуальности. Оформление предметно-пространственной среды учебного заведения должно обеспечить нормальное физическое и психическое здоровье ученика, для чего необходимо учитывать требования эргономики, возрастной цветопсихологии и, конечно, эстетические требования. Интерьер всегда должен отвечать функциональному назначению, обеспечивать благоприятную психологическую среду, вызывать эстетическое чувство и удовлетворять информационную потребность. Важно при оформлении дошкольных и учебных заведений использовать такие элементы предметно-пространственной среды, которые способствовали бы развитию воображения и творческих способностей учащихся (абстрактные рисунки, цветовое решение, нетрадиционные подходы к оформлению интерьеров и т.д.).

При создании предметно-пространственной среды в учебном классе следует обращать внимание на:

•культурное использование классной доски — категорический отказ от рваных тряпок, использование мелков дополнительного цвета относительно цвета доски;

•наведение цветового порядка на столах (в ФРГ, например, стандартом для школьных тетрадей является нежно-зеленый цвет бумаги, которая, если на нее долго смотреть, кажется белой);

•научно-художественное решение настенной части интерьера — портретов, картин, транспарантов (все предметы должны фиксировать внимание учащихся, должны привлекать, но не отвлекать, удовлетворять эстетическую потребность и воспитывать ее);

•цвет стен, потолков и пола, особенно передней стены, на которую смотрят целый день;

•оформление интерьера помещения — дело учителя, который работает в нем изо дня в день. Ему необходимо при создании интерьера учитывать специфику учебного предмета не только с позиции его содержания, но и с позиции психологического настроя на усвоение знаний именно этого предмета. Предметы гуманитарного цикла требуют максимального раскрепощения, атмосфера пространственной среды должна способствовать снятию зажимов и комплексов, помогать учащимся высказывать свою точку зрения, чувствовать себя уверенно и спокойно. Предметы естественнонаучного цикла требуют обеспечения работы в разных системах: человек—человек, человек—природа, человек—техника, человек—знак (зачастую приходится работать во всех системах одновременно). Создавая интерьер своего кабинета, педагогу необходимо владеть полными знаниями в области эргономики по организации рабочего места. Информационное пространство школы должно выполнять функции фактора развития личности, по­этому необходимо, чтобы восприятие информации требовало интел­лектуального и духовного усилия.

Информационное пространство подвластно организации: в школе необходимо иметь современную укомплектованную библиотеку и читальный зал с подшивками популярных журналов и газет; компьютерные классы с выходом в Интернет, выпускать стенную газету, школьный журнал, школьные радио- и теленовости как результат детского самоуправления; проводить конкурсы, смотры познавательных сил, научно-практические конференции как итог исследовательской работы учащихся и преподавателей и т.д.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Статьи по педагогике:

Обобщение результатов по применению комплекса «Тетр»
Выполнено ученицей нашей школы Татьяной Серовой. Ей показаны достоверные различия по уровню статического тремора и максимальной работоспособностью при функциональных пробах ведущей и неведущей руками. Тест может применяться в школе психологами при количественной оценке уровней функциональной асимме ...

Общие вопросы методики обучения решению простых задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. О ...

Методика Е.А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова Методика предназначена для отбора на различн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru