Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 25

Технология обучения взрослых — система научно обоснованных андрагогическими принципами обучения действий взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения. Структурно технология обучения взрослых представляет собой систему операций, технических действий и функций, реализуемых взрослыми обучающимися и обучающими на каждом этапе процесса обучения.

Основные принципы обучения невзрослых (см. в словаре в. конце пособия) лежат в основе педагогической технологии обучения, а технология обучения взрослых (андрагогическая технология) базируется на основополагающих принципах андрагогики.

В андрагогической модели обучения ведущая роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.

С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (но в определенных ситуациях они тоже могут быть временно зависимы от кого-либо), играют ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения. Задача преподавателя сводится к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого обучающегося от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать ему помощь в определении параметров обучения и поиске информации. В андрагогической модели обучения человек по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении его собственного опыта. Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т.п.

В андрагогической модели готовность взрослых обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных проблем, поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для обучения, вооружить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении. Учебные программы в этом случае должны быть построены на основе их возможного применения в жизни, а последовательность и время изучения этих программ должны определяться не только системными принципами, но и готовностью обучающихся к дальнейшему обучению. Основой организации процесса обучения в связи с этим становится индивидуализация обучения на основе индивидуальной программы, преследующей индивидуальные, конкретные цели обучения каждого обучающегося.

Взрослые обучающиеся хотят применить полученные знания и навыки сразу же, немедленно, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения необходимо строить на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентировать на решение их конкретных жизненных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении необходимых конкретных знаний, умений, навыков, качеств, деятельность обучающего сводится к оказанию помощи, обучающемуся в их отборе.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Статьи по педагогике:

Понятие роли женщины в обществе. Трансформация задач воспитания соответственно этой роли
В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного мною материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания ...

Воспитательное Общество благородных девиц
Иван Иванович Бецкой Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ив ...

История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru