Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 22

В Москве и других городах давно и успешно работают авторские школы В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга и др.; поиск в этом направлении идет по пути создания профильных школ, гимназий, лицеев, школ для одаренных детей, здоровьесберегающих школ. В школах вводят 10—12-балльную систему оценок, учебный год делится на триместры, а есть школы с шестью учебными промежутками, с недельными каникулами между ними, в школе В. Гармаша младшие школьники пишут перьевыми ручками, стоя за партами-конторками, и т.д.

По поводу антропоориентированности отдельных школ для одаренных детей следует прислушаться к аргументам К.Е Юнга, который выступал категорически против селекции детей и выделения, особо одаренных в отдельные классы. Он полагал, что развитие одаренности оказывается несоразмерным степени зрелости личности в целом и зачастую складывается мнение, что творческая личность выросла за счет гуманной. «Что такое, в конечном счете, великий ум при моральной неполноценности?» По мнению Юнга, даровитость сердца для общественного благополучия полезнее и ценнее, чем прочие дарования. Опасно односторонне развивать даровитость ума, она вовсе не безусловная ценность и становится ею лишь тогда, когда талант применяется с пользой для людей.

Кроме того, по его мнению, одаренность в одной области не только сочетается с некоторой неполноценностью в другой области, но порой идет рука об руку даже с патологическим дефектом. Поэтому особых классах для одаренных возникла бы опасность того, что ребенок разовьется односторонне. В нормальных же классах он будет, напротив, изнывать от скуки именно на том предмете, где у него превосходство (чтобы не изнывал, школа может изменить позицию одаренного ученика на учительскую, предоставив ему часть учительских полномочий), а на других ему будут напоминать о его отставании, что может производить морально необходимый и полезный эффект.

В Новокузнецке разработана теоретически и апробирована на практике антропоэкологическая модель школы.

Антропоэкологическая модель образования по замыслу ее создателей основывается на идеях природосообразности, культуросообразности и теории самоорганизации, которая обеспечивала бы развитие ребенка в соответствии с его задатками и способностями, его интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития и сохранила бы при этом его здоровье. Чтобы образовательное учреждение действительно отвечало своему назначению, необходимо (кроме соответствующей корректировки учебного плана) все его компоненты ориентировать на постижение учащимися многогранных проявлений социоприродной сущности человека, на их приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей, к гуманистическому стилю общения и взаимодействия.

С этой целью в содержании образования должны реализоваться следующие позиции:

1.Антропоэкологический подход во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Установление ими гармонических отношений к окружающей действительности: природе, культуре, социуму. Реализация в работе администрации, учителей, классных руководителей, педагога-психолога, педагога -валеолога, школьного врача антропоэкологических принципов: вера в добрые начала, заложенные в ребенке; глубокое знание и понимание физических потребностей ребенка; отсутствие давления на волю ребенка, запрет традиционных форм дисциплинирования и авторитаризма; воспитание чувств и эмоций; гармоничное сочетание умственной и физической активности на уроке; игра как основной вид деятельности в школе и как потребность детского организма; соответствие предъявляемых требований индивидуальным возможностям ребенка и др.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Статьи по педагогике:

План занятий математического кружка учащихся 6-х классов и методические рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. План занятий математического кружка учащихся 6-х классов: задачи на делимость; признаки делимости на 3 и на 9; признаки делимости на 7, на 11, на 13; прямая и обратная пропорциональность; ...

Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса»
Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все должно быть прекрасно…» - Добрый ден ...

Отечественный и зарубежный опыт непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы
Возраст, с которого дети начинают изучать информатику, неуклонно снижается. Об этом свидетельствует, как зарубежный, так и отечественный опыт, показывающий, что школьники младшего и среднего возраста хорошо усваивают основы информатики. В этой связи актуальными становятся принципы построения учебны ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru