Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 22

В Москве и других городах давно и успешно работают авторские школы В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга и др.; поиск в этом направлении идет по пути создания профильных школ, гимназий, лицеев, школ для одаренных детей, здоровьесберегающих школ. В школах вводят 10—12-балльную систему оценок, учебный год делится на триместры, а есть школы с шестью учебными промежутками, с недельными каникулами между ними, в школе В. Гармаша младшие школьники пишут перьевыми ручками, стоя за партами-конторками, и т.д.

По поводу антропоориентированности отдельных школ для одаренных детей следует прислушаться к аргументам К.Е Юнга, который выступал категорически против селекции детей и выделения, особо одаренных в отдельные классы. Он полагал, что развитие одаренности оказывается несоразмерным степени зрелости личности в целом и зачастую складывается мнение, что творческая личность выросла за счет гуманной. «Что такое, в конечном счете, великий ум при моральной неполноценности?» По мнению Юнга, даровитость сердца для общественного благополучия полезнее и ценнее, чем прочие дарования. Опасно односторонне развивать даровитость ума, она вовсе не безусловная ценность и становится ею лишь тогда, когда талант применяется с пользой для людей.

Кроме того, по его мнению, одаренность в одной области не только сочетается с некоторой неполноценностью в другой области, но порой идет рука об руку даже с патологическим дефектом. Поэтому особых классах для одаренных возникла бы опасность того, что ребенок разовьется односторонне. В нормальных же классах он будет, напротив, изнывать от скуки именно на том предмете, где у него превосходство (чтобы не изнывал, школа может изменить позицию одаренного ученика на учительскую, предоставив ему часть учительских полномочий), а на других ему будут напоминать о его отставании, что может производить морально необходимый и полезный эффект.

В Новокузнецке разработана теоретически и апробирована на практике антропоэкологическая модель школы.

Антропоэкологическая модель образования по замыслу ее создателей основывается на идеях природосообразности, культуросообразности и теории самоорганизации, которая обеспечивала бы развитие ребенка в соответствии с его задатками и способностями, его интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития и сохранила бы при этом его здоровье. Чтобы образовательное учреждение действительно отвечало своему назначению, необходимо (кроме соответствующей корректировки учебного плана) все его компоненты ориентировать на постижение учащимися многогранных проявлений социоприродной сущности человека, на их приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей, к гуманистическому стилю общения и взаимодействия.

С этой целью в содержании образования должны реализоваться следующие позиции:

1.Антропоэкологический подход во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Установление ими гармонических отношений к окружающей действительности: природе, культуре, социуму. Реализация в работе администрации, учителей, классных руководителей, педагога-психолога, педагога -валеолога, школьного врача антропоэкологических принципов: вера в добрые начала, заложенные в ребенке; глубокое знание и понимание физических потребностей ребенка; отсутствие давления на волю ребенка, запрет традиционных форм дисциплинирования и авторитаризма; воспитание чувств и эмоций; гармоничное сочетание умственной и физической активности на уроке; игра как основной вид деятельности в школе и как потребность детского организма; соответствие предъявляемых требований индивидуальным возможностям ребенка и др.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Статьи по педагогике:

Этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста
Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации ...

Понятие «Арктика»
Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничив ...

Культура, просвещение и образование в Узбекистане
Вопросы просвещения и образования в Туркестане. До 1917 г. политическая власть была сосредоточена в руках нескольких правящих семей и родов, опиравшихся на поддержку военных. Мусульманское духовенство, помимо религиозной деятельности, выполняло определенные функции по воспитанию населения и решению ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru