Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.
Антропоориентированной является технология проектной деятельности. Дж. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение с помощью целесообразной деятельности ученика с учетом его личных интересов и целей. Последователь Дж. Дьюи У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели, и получить в итоге реальный результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат (опыт деятельности) соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
При выполнении проектов реализуется равноправное сотрудничество педагога и ребенка в разновозрастном сообществе,- происходит освоение культурных образцов деятельности и интегрированного знания, индивидуальное образование на основе интересов и творческой мотивации ребенка. Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
У школьников в ходе реализации представленных выше технологий происходит развитие творческих способностей, памяти, воли, эмоциональной сферы, коммуникативных умений, умений совместной деятельности и сотрудничества, толерантности, самостоятельности и пр. Данные педагогические технологии в той или иной степени характеризуются: диалогичностью, деятельностно-творческим подходом, направленностью на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставлением ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Антропоориентированные образовательные учреждения
В практике современного образования есть не только отдельные технологии, но и целые воспитательные системы, в которых реализуются многие аспекты антропоориентированного педагогического процесса. В книге «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня» (М., 1998) описываются отечественные антропологические образовательные системы, начиная со школы К. Мая, школ С.А. Раминского, E.G. Левицкой, В.П. Кащенко и др. до современных «школы-комплекса», «школы-парка», «школы-театра» и т.п.
Статьи по педагогике:
Неуспевающие дети. Кто они
Представление, что число нервных людей в наш век с его напряженным ритмом жизни все увеличивается, стало тривиальным. Оно подтверждается тем, что исследования в разных странах показывают безусловное нарастание частоты неврозов, наиболее распространенного нервного заболевания. Итак, «нервный ребенок ...
Положение теории гуманитаризации математического образованя
Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения матем ...
Проектирование и организация индивидуальных занятий по
формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
В соответствии с данными диагностического исследования, была спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА. Обучение навыку предполагает целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности. ...