Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 23

2.Гуманитаризация преподавания всех дисциплин. Наука (в том числе математика, естествознание) изучается как феномен культуры, в контексте культуры как один из ее элементов. В процессе обучения (на имитационных моделях, путем «мозгового штурма», деловых игр, дискуссий и т.д.) осуществляется гуманитарная и экологическая «экспертиза» замыслов и результатов изучаемых научных исследований, их влияния на ноосферу, обосновывается необходимость профилактики механического переноса в человекознание подходов, таящих опасность воспроизводства технократического мышления.

Содержание образования предполагает обращенность познавательной активности учащихся на себе, углубленную и систематическую личностную рефлексию. Выпускник образовательного учреждения должен понимать и принимать себя, у него необходимо сформировать стойкую и действенную готовность к самовоспитанию, самообразованию и, главное, к саморегуляции, охватывающую регуляцию психических состояний, поведение в стрессовых и конфликтных ситуациях, осознанный мотивированный выбор, оптимизацию условий труда, формирование индивидуального стиля деятельности.

3. Экологическая направленность социальной практики учащихся (в том числе производительного труда). Поддержка участия школьников в экологических и гуманитарных акциях (типа «Зеленый патруль», «Голубой патруль», «Милосердие», «Возрождение», реставрация и охрана памятников культуры, защита детства и т.п.), включение их в различные формы непрофессиональной педагогической, экологической, медико-вспомогательной деятельности. Педагогический и ученический коллективы образовательного учреждения организуют в своем микрорайоне природоохранную деятельность, участвуют в экологическом просвещении.

4.Экология поведения и отношений. Образовательное учреждение культивирует диалоговые, партнерские (равносвободные, равноответственные) отношения учителей и учащихся; оно организует их многоуровневое сотрудничество. Поддерживается просоциальное (помогающее) поведение учащихся и предупреждаются явления психологической изоляции и депривации отдельных школьников. В работе с учащимися исключаются псевдосоревновательные элементы. Через ученическое самоуправление реализуется тезис «Ученик, помоги учителю!» с тем, чтобы, как писал Л.С. Выготский, «педагог, подобно китайскому рикше, один не тянул на себе всю тяжесть учебно-воспитательного процесса».

5.«Школа полноценной жизни здесь и сейчас» — создание морально-психологического и санитарно-гигиенического комфорта каждому ученику.

Эти задачи достигаются следующими путями, а) Организацией целостного педагогического процесса, основанного на идеях Сухомлинского, Амонашвили, Ильина, Шаталова и др.:

—исключения методов принуждения к учению и использования лишь таких методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая радостное чувство успеха, движения вперед, развития («победное учение»);

—«трудной цели», обеспечивающей формирование личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;

— «опоры», позволяющей даже самым слабым ученикам продвигаться в учении;

— «опережения», обеспечивающего своевременное прохождение курса всеми, ускоряющего развитие сильных, наиболее способных в данной области учеников;

—«крупных блоков», помогающих усваивать сущностные понятия, связи, увеличить объем усваиваемого материала при резком снижении нагрузки на ученика;

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Статьи по педагогике:

Организация и методика проведения экспериментальной работы
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать комплекс дидактических игр, направленн ...

Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход­ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...

Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса и способности к художественному творчеству. Работа школы-интерната по эстетическому во ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru