Согласно Беруни, воздух, земля и огонь состоят из недельных частиц – атомов. Он объявил не состоятельным учение о беспредельной делимости тел: «Почему Аристотель считает порочным учение о неделимости частицы, тогда как утверждение о делимости тел до бесконечности ещё более порочно».
Беруни считал, что простые элементы и их атомы – конечная ступень структурного строения природных вещей. Объяснение всех природных явлений должно основываться на свойствах частиц и элементов. «Всё это – особенности, заложенные в существе (вещей), и причины их восходят к простым элементам и к началу их сочетания и создания».
Говоря о том, что все тела стремятся к центру земли, Беруни подвергают сомнению важнейшее положение Аристотеля, согласно которому все тела и элементы находятся на своих «естественных местах».
Абу Райхон Беруни приводит доказательства геометрического порядка: само понятие «центр» предполагает, что он является всего лишь точкой, поэтому все тяжелые тела, для которых по Аристотелю, «естественное место» – центр, не могут достичь его, и вынуждены находиться где-то вокруг центра, вне своего «естественного места». Тем самым тела никогда не обретут покоя на своем «естественном месте».
В своих возражениях к научным воззрениям Ибн Сине Беруни недвусмысленно излагает и точку зрения на вопрос о множестве миров. Учёный прибегает к следующему аргументу: «…если бог всемогущ, то он мог создать и другие миры, помимо нашего…».
Дидактические взгляды Абу Райхона Беруни отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения детей на основе развития их психологических особенностей. Обучение, – по мнению ученого, должно быть построено на принципах научности и последовательности.
Большое значение Беруни придавал принципу наглядности. «Обучение, – по мнению ученого, – должно заставлять учащихся мыслить формами, ощущуниями, звуками, красками, воображением, отсюда необходимость для учащихся наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучающимся, – писал он.
Классифицируя методы воспитания в процессе обучения и образования, Беруни придерживается взглядов своих предшественников. Для воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, важно использование методов убеждения и поощрения, считает учёный. Помимо этого, большое влияние на формирование личности оказывает методы личного примера воспитывающего. В своих произведениях «100 советов и наставлений для подрастающего поколения» («100 хикмат»), «Женская мудрость» и др. он всячески доказывает о отом, что нравственное воспитание, должно развивать в ребенке гуманность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание, считал мыслитель, должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Большой интерес к научному наследию Беруни возрос с начала 19 века. Его труды переведены почти на многие языки мира: французский, немецкий, английский, испанский, персидский, турецкий и мн. другие языки мира.
Ученые Европы и Азии Ж. Рено, Э. Захау, Г. Зутер, Э. Видеман, К. Наллино, Дж. Сартон, Р. Райт, М. Мейерхоф, ученые Востока: С.Х. Наср, М. Козим, М. Низамутдин, С. Бароний и др. высоко оценили творчество великого ученого.
Американский историк Дж. Сартон писал: «Беруни несомненно является колоссальной фигурой в истории развития человеческой мысли, и поистине вправе называться «самым мудрым ученым мира» своего времени.
Статьи по педагогике:
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа
культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...
Современные формы и методы воспитательной работы
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание - передача накоплен ...
Общепедагогические и дидактические идеи учёных –
энциклопедистов востока
Период раннего Восточного Ренессанса. В течении IX – ХII вв. в период Караханидов, Газнивидов, Селдюкидов и Хорезмшахов независимое государство появилось в Маверауннахре и Хорасане. Несмотря на непрерывные войны, развивавшимся под влиянием определенных кругов, этот период был очень важным для терри ...