При решении вопросов нравственного воспитания Саади исходит из гуманистических принципов, требует воспитывать человека-гуманиста, патриота, мужественного, честного, доброго, скромного, но обладающего чувством собственного достоинства. При этом он подкреплял свои мысли примерами из жизни простого народа, народного творчества.
Саади, как и его предшественники, придавали особое значение овладению ремеслами: человек, не владеющий ремеслом, всегда нищенствует и терпит лишения.
Саади писал об определяющей роли школы и учителя. Он описывает два типа учителя – автокритарного и демократичного. Первый своей суровостью, бесчеловечностью мучил невинных детей, не разрешал им не только пошалить, но и высказать свои мысли, лишал их детских радостей, подавлял их самостоятельность и волю. Другой учитель – добрый, благородный и мягкосердечный – говорит очень мало, зато умеет слушать детей, никогда не обижает их. Однако Саади считает, что учитель не должен потворствовать детям во всем, он должен требовать от них серьезного отношения к учению и в этом случае быть достаточно строгим.
Педагогические взгляды Саади о воспитании детей вошли в сокровищницу народной мудрости, они формировались под влиянием его предшественников, особенно Рудаки. Но главным источником его взглядов явилась жизнь и устно-поэтическое творчество народа. Многие его высказывания о воспитании детей вошли в сокровищницу народной мудрости.
Воспитательное воздействие «Кобус-намэ» Кайковуса. «Кабус-намэ» («Книга Советов») – Этико-дидактическое произведение. Написано в 1082–1083 гг., Кайковусом. Кобус-намэ состоит из 44 глав и 56 рассказов, содержащих поучения о том, как подобает вести себя в разных жизненных ситуациях. Кайковус рекомендует молодежи овладеть искусством красноречия. В книге даются такие советы: говорить к месту и не спеша: избегать лишних слов, говорить красиво, без ошибок: надо уметь влиять на собеседника, убеждать его: полезно быть многознающим, но малоговорящим.
После начавшейся в 1219 г. оккупации монголами всей страны с северо-востока до Каспийского моря в Средней Азии возобладали тюркоязычные элементы, что нашло отражение в литературе, в развитии школы и педагогической мысли.
Абу Абдуллах аль Хорезми-руководитель Академии Востока. Абу Абдуллах Мухаммад Хорезми – крупнейший ученый – энциклопедист X века. Уроженец Хорезма, он впоследствии жил на Ближнем Востоке и получил там широкую известность как создатель «Мафотих ал-улум» («Книга ключей наук») – одна из первых энциклопедий на Ближнем и Среднем Востоке. Эта книга дает по существу полное представление о состоянии того времени и написано на основе обобщения огромного материала, накопившегося к тому времени. В труде даются основы таких наук, как правоведение, философия, логика, поэтика, астрономия, математика, медицина и другие.
Как и Фароби, Хорезми пытается систематизировать и классифицировать науки своего времени.
Классификация наук по Хорезми, выглядит следующим образом:
I. «Шариатские» науки и связанные с ними «арабские» науки:
1. Фикх, т.е. мусульманское правоведение. 2. Калам. 3. Грамматика. 4. Поэтика. 5. Наука о хронологии.
II. «Неарабские» науки («греческие» и «других народов»):
1. Теоретическая философия. 2. Практическая философия: этика, домоводство (управление домом), политика (управление городом, государством). 3. Метафизика. 4. Математические науки (Арифметика, геометрия, астрономия, наука о музыке). 5. Естественные науки (медицина, метеорология, минералогия, алхимия, механика). 6. Логика.
В целом взгляды Хорезми можно охарактеризовать как перипатетизм. Саму философию Хорезми определят как науку «об истинах вещей». Каждая вещь – единство материи и формы. «Первоматерия – каждое тело, являющееся носителем формы. Форма – это строение вещи и ее вид, который получает в результате оформления ею первоматерии».
Статьи по педагогике:
Особенности культурно-досуговой деятельности детей
Основной принцип работы с детьми - рациональная организация их досуга. Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, студиях. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расшире ...
Цель организации досуга детей
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...
Исследование и планирование физкультурного праздника
"Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...