Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Страница 4

Абу Али аль Хусаин Абдаллах ибн аль Хасан Али ибн Сино (980 – 1037) – известный в Европе под именем Авиценна, родился в селе Афшана, около Бухары. Отец его, Абдулла, был уроженцем Балха; по приезде в Бухару, столицу Саманидов, он был принят на службу к эмиру. В 985 г. отец поместил 5-летнего сына в начальную мусульманскую школу в Бухаре, где тот учился до 10 лет, обнаружив удивлявшие всех разносторонние способности. Он жадно впитывал знания, мог наизусть читать весь Коран и прочно усвоил грамматику, стилистику, поэтику арабского языка и другие дисциплины, входившие в курс дабристана.

С 16 лет Ибн Сино принялся за самостоятельное изучение творений великих врачей древности Гиппократа, Галена, а также выдающегося врача Ближнего Востока Абу Бакра ар-Рози (864–925).

В 1002 г. он приезжает в столицу Хорезма Ургенч, где в это время работал Беруний и развивались светские науки. Здесь Ибн Сино создал основы двух энциклопедий – «Книги исцеления» («Китоб-аш Шифо»), и «Канон врачебной науки» («Китоб ал-конун фит-тибб») в 5 томах (много веков последняя в латинском переводе служила учебником для студентов-медиков университетов Европы).

Ибн Сино является автором трактатов по разным отраслям науки. Среди крупных его произведений, кроме упомянутых такие самостоятельные труды, как «Книга знания» («Донишнома»), «Книга спасения» («Китоб-ун-Нажот»), «Книга указания и пробуждения» («Китоб ул-инсоф»), «Книга справедливости» в 20 томах. Помимо этого, им написано много работ по психологии, логике, этике, минералогии и др. По своему мировоззрению Ибн Сино принадлежит к школе перипатетиков. Он называл Аристотеля своим учителем. Огромное влияние на Ибн Сину оказали его предшественники и современники – Беруни, Фароби и другие. В большинстве его научных трудов решаются педагогические проблемы.

Ибн Сино придавал серьезное значение умственному воспитанию подрастающего поколения, овладению ими научными знаниями. Он призывал всех, особенно молодежь, настойчиво изучать науки и стремиться к совершенству.

Абу Али ибн Сино в своем трактате «Тадбиру манозил» определял творческое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения». Определение Ибн Сины подчеркивает роль креативного мышления в решении вопросов и проблем умственного воспитания.

Ученый считает, что разносторонне думающий человек стремится к убедительной аргументации. Из этого следует, что креативно мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумно обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Абу Али ибн Сино в произведении «Донишнома» утверждает, что всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). «Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая посылка, точка отсчета, которая является стержнем человеческого размышления».

В педагогических воззрениях Ибн Сины придается серьезное значение воспитанию и обучению детей в школе. В своей книге «Семейное хозяйство» он посвящает этому вопросу специальную главу. В разделе «Обучение и воспитание детей в школе» он говорит в первую очередь о необходимости охвата всех детей школьным обучением и проводит идею коллективного обучения, выступает против индивидуального обучения детей в домашних условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Влияние просвещенческих идей Корана на всемирную историю, науку и культуру
Идеи нравственности и просветительства в Коране. Коран явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственности, не имевшей прецедентов в истории. Религиозное миросозерцание издревле характеризовалось идеей пророка, ...

Отечественная педология в истории педагогической антропологии
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка — «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого — «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России. Глубокий анализ разв ...

Контроль знаний учащихся 5 класса при изучении действий с десятичными дробями
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил разработать вариант системы контроля знаний учащихся при обучении пятиклассников арифметическим действиям с десятичными дробями, который включает в себя самостоятельные работы (1 вариант), теоретические вопросы к зачету, обязательны ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru