Педагогическая мысль в конце ХIХ и начале ХХ вв. за рубежом

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Педагогическая мысль в конце ХIХ и начале ХХ вв. за рубежом

Страница 4

Стимулом к экспериментальной деятельности Гарднера в области когнитивных проблем было знакомство с исследованиями Жана Пиаже во время работы над проектом Брунера. Изысканные эксперименты Пиаже импонировали склонному к строгой научной логике Гарднеру, хотя он и осознавал, что теория этапов человеческого развития Пиаже является не совсем адекватной: ведь центральной идеей Пиаже было представление о ребенке, как о начинающем ученом-естествоиспытателе. Однако музыкальное образование, полученное Гарднером в детстве, а также его глубокий интерес к другим формам искусства, указывали на то, что ученый не обязательно должен олицетворять высшую форму человеческого познания. Необходимо было дополнить понятие развития вниманием к умениям и способностям художников, писателей, музыкантов, танцоров и других представителей мира искусства. «Мотивированный (нежели разочарованный) необходимостью расширить определение познания, я решил, что способности к искусству не менее когнитивны, чем способности математиков и ученых, как считали мои коллеги, специалисты по психологии развития» Гарднер продолжил свое обучение, будучи серьезно увлеченным проблемами творчества и познания в искусстве, то есть той областью, которой не занимались крупные специалисты факультета психологии Гарвардского университета. Возможность заниматься этой проблематикой появилась в 1967 г., когда философ Нельсон Гудмен инициировал Гарвардский проект Зеро (Harvard Project Zero), предполагавший формирование исследовательской группы по проблемам педагогики искусств. С конца 1960-х гг. и до сегодняшнего дня проект Зеро остается в центре интеллектуальной жизни Гарднера, той областью, где, как он пишет, «развивались мои собственные идеи, и то научное сообщество, где я чувствовал себя наиболее комфортно». С 1971 г., когда Гудмен ушел на заслуженный отдых, проектом стал руководить Гарднер и его давний коллега Дэвид Перкинс. Сама же организация выросла в один из ведущих центров образовательных исследований в США. На протяжении этих лет Гарднер руководил работой многих молодых ученых, благодаря чему организация перешла от изучения познавательных процессов в искусстве к исследованию процессов научения, мышления и творчества в различных сферах деятельности человека, в разные возрастные периоды и в разнообразных образовательных условиях.

В проекте Зеро Гарднер вначале занимался исследованием того, как дети овладевают визуальными искусствами, музыкой и метафорическим языком. Хотя он также исследовал и креативные процессы у взрослых, занимающихся искусством, его особенно интересовало то, как дети осваивают символические системы, используемые в искусстве. Он исследовал эти темы эмпирически, применяя методы Пиаже для изучения развития когнитивных процессов детей, осуществляемых с помощью символических систем искусства. Результаты этих исследований были опубликованы более чем в сорока научных статьях и книжных главах.

Среди тем данных публикаций были проблемы «восприимчивости детей к стилю при рисовании», использование метафорического языка и развитие художественного вкуса.

Для того, чтобы понять, как мозг обрабатывает различные символические системы, проект Зеро в 1969 г. пригласил знаменитого невролога Нормана Гешвинда (Geschwind) поделиться результатами своей работы. Исследования Гешвинда по проблемам использования символов пациентами с поврежденным мозгом оказались «захватывающими»13. Вскоре после встречи с Гешвиндом, Гарднер начал вести эмпирические исследования по нейропсихологии в Бостонской ветеранской больнице (the Boston Veterans' Administration Hospital). За последующие два десятилетия, он опубликовал более шестидесяти статей и книжных глав, посвященных процессам обработки символов, в частности, часто людьми искусства с повреждениями мозга.

Эти два направления эмпирических исследований с неизбежность пересеклись. Как писал сам Гарднер, ежедневная возможность работать с детьми, а также со взрослыми с поврежденным мозгом, заставила меня признать один неоспоримый факт, касающийся человеческой природы: люди обладают широким спектром способностей. То, что индивид показывает хорошие результаты в одном виде деятельности, совсем не позволяет нам предположить, что он будет показывать сходные результаты в других.

К середине 1970-х гг. Гарднер начал разрабатывать теорию человеческого познания. В концепции Гарднера полные возможности человеческого мышления и достижений могли получить убедительное объяснение. В начале 1980-х гг., когда он стал одним из ведущих участников Проекта по изучению человеческого потенциала (the Project on Human Potential), у него появился шанс развить свою концепцию. Этот проект был задуман и поддержан Фондом Бернарда ван Леера для того, чтобы «оценить уровень научных знаний по проблеме человеческого потенциала и его реализации». Вкладом Гарднера в проект стала выдающаяся книга «Границы мышления», в которой он артикулировал свою теорию множественного интеллекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Широкое распространение понятия "парадигма" в современных научно-педагогических исследованиях и инновационной образовательной практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность исследователей, ис ...

Принципы воспитания детей с недостатками слуха
Принципы воспитания – руководящие положения, которые определяют содержание и методы воспитания. Сами принципы определяются задачами воспитания и особенностями развития школьников с недостатками слуха. Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. Только в процессе о ...

Педагогические возможности семьи
Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практические рекомендации по работе с семьей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. В ра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru