В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е.И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.
Идеи, предложенные педагогами-новаторами, например, идеи обучения «крупными блоками», идеи опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяется знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в недалеком будущем) приносят практическую пользу в учебном процессе.
Направления течений в педагогике
В педагогической мысли России XIX–XX вв. можно выделить несколько главных направлений, в русле которых развивались взгляды на воспитание и обучение: Развитие идей классической педагогики XIX столетия (П.Ф. Каптерев; Н.Ф. Бунаков и др.); Философско-религиозное осмысление проблем воспитания и обучения (Н.А. Бердяев, П.В. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, С.И. Гессен и др.); Идейное движение, сходное с «реформаторской педагогикой» Запада (К.Н. Вентцель, А.П. Нечаев, П.Ф. Лесгафт и др.)
Рассмотрим взгляды некоторых представителей названных течений. Петр Федорович Каптеров (1849–1921 гг.). Теоретик и историк воспитания и образования, занимает видное место в русской педагогике. Он много взял идей из концепций Д. Локка, И.Ф. Гербарта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. П.Ф. Каптеров продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. По его мнению, развитие педагогики без опоры на данные физиологии и психологии невозможно. Педагогика – прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы о человеке. Излюбленная его теория о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви, политической борьбы.
Он отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, о взаимодействии национального и общественного воспитания, предостерегал от идеологизации педагогики и от национализма. Он поддерживал идею о том, что полезность служит критерием при отборе образовательного материала, идею воспитывающего обучения, учета психологических особенностей учащихся, сочетания гуманитарного и естестенно-научного образования в гимназии.
Педагогический процесс – «один поток развития личности состоящий из саморазвития и самосовершенствования (гармоническая социализация воспитания, процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества) развитие всех духовных и физических сил человека».
Николай Александрович Бердяев (1874–1948 гг.). Николай Александрович Бердяев (1874–1948 гг.) работе «Смысл творчества: Оправдание человека» исходит из дуализма человека. Человек является точкой пересечения двух миров: божественного и органического. Спасение человека – в созидании и мистически трактуемом творчестве.
Выготский Лев Семенович (1896–1934) – российский психолог, профессор. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шанявского (Москва). Научно-педагогическую деятельность начал в г. Гомель в Беларуси. С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Интересовался психоаналитическими идеями. В 1925 совместно с А.Р. Лурия опубликовал предисловие к книге Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит «к числу самых бесстрашных умов нашего века», чью «Колумбову заслугу» составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих «по ту сторону принципа удовольствия» и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма. В этом же году написал книгу «Психология искусства» (опубликована в 1965) в которой, отдавая должное «громадным теоретическим ценностям» и «положительным сторонам психоанализа», подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания. В 1927 завершил рукопись работы «Смысл психологического кризиса». В ней утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков. Опубликовал ряд работ по педологии. В 1928 в статье «К вопросу о динамике детского характера» поддержал теорию А. Адлера и подчеркнул, что «ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания» как учение А. Адлера о характере. В 1930–1931 написал книгу «История развития высших психических функций» (опубликована в 1960), в которой изложил культурно-историческую теорию развития психики, выделявшую слитые в эволюции два плана поведения: «натуральный» (продукт биологического развития животного мира) и «культурный» (результат исторического развития). В границах второго (из выше отмеченных) плана, по Выготскому, происходит опосредование «культурного поведения» орудиями, направленными «вовне», на трансформацию действительности, и знаками, ориентированными «вовнутрь», на корректировку других людей и (затем) собственного поведения. В работе «Мышление и речь» предложил понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. Создал культурно-историческую школу в психологии (Леонтьев, Лурия, А. Запорожец и др.). Автор книг «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926), «Основные течения современной психологии» (1930, в соавторстве), «Этюды по истории поведения» (1930, совместно с Лурия), «Мышление и речь» (1934), «Умственное развитие детей в процессе обучения» (1935) и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопаталогии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства. В.И. Овчаренко.
Статьи по педагогике:
Готовность педагогов к
осуществлению первичной профилактической деятельности употребления
психоактивных веществ
В настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра ...
Определение понятий "образование" и "воспитание",
конкретизация их взаимосвязи
На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них. Согласно В.Г. Крысько, образование – "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, ...
Стиль общения "Учитель-Ученик"
Педагогическое общение, в частности, проблема стиля "Учитель-Ученик" была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогических журналов, ставился еще в 60-е годы 19 ...