Персональные данные: До второй половины 20-х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющимся основой эстетических реакций. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925–1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь («Мышление и речь», 1934). Ввел понятие зоны ближайшего развития. Оказал существенное влияние как на отечественную (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец), так и мировую психологическую мысль.
Говард Гарднер (1943 -) На первый взгляд Говард Гарднер не был предназначен судьбой для роли одного из самых известных мыслителей в сфере образования в Соединенных Штатах на рубеже тысячелетий. Прежде чем получить признание ученых, работающих в области педагогики искусств (arts education) и во многих других областях научного знания, он опубликовал шесть монографий и более 100 научных статей по вопросам когнитивного развития и нейропсихологии. Даже в его седьмой книге «Границы мышления: Теория множественного интеллекта»1 образование не было в центре внимания. Ученый посвятил лишь две страницы своей книги непосредственно использованию теории МИ в образовательной практике. Однако именно эта книга, ныне изданная на более чем десяти языках, сделала Гарднера одним из самых влиятельных ученых в образовательной теории и практике США и завоевала ему международную известность. Вместе с тем исследование биографии и научной работы Гарднера до и после написания «Границ мышления» позволяют объяснить необыкновенное влияние ученого на образование.
Гарднер родился в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, в 1943 г. в семье беженцев, покинувших нацистскую Германию без гроша в кармане. Незадолго до рождения Гарднера, семья потеряла первенца – одаренного восьмилетнего мальчика, который погиб в результате несчастного случая. Гибель старшего брата, также как и ужасы Холокоста, никогда не были предметом разговора в семье. Тем не менее, этим событиям «суждено было оказать долгосрочное влияние на мое развитие и образ мыслей». В детстве Гарднера ограничивали в том, что могло нанести ущерб его жизни и здоровью, например, в катании на велосипеде и опасных видах спорта, а проявленные в раннем возрасте склонности к музыке, чтению и письму активно поощрялись. Когда Гарднер начал постепенно осознавать те негласные условия его развития, он, будучи старшим сыном в семье, понял, что ему необходимо оставить след в стране, ставшей для его семьи новой родиной. Однако, даже еще не достигнув подросткового возраста, будущий ученый предвидел те препятствия, которые могут помешать ему осуществить это требование. Но пребывание Гарднера в Скрэнтоне не слишком затянулось. Его отправили в близлежащую подготовительную школу-интернат, где опытные учителя уделяли ему много внимания. После окончания школы он поступил в Гарвард в 1961 г., где и провел последующие, за исключением двух лет, годы. Поступая в Гарвард, Гарднер планировал изучать историю для подготовки к юридической карьере. И хотя на начальном этапе обучения здесь ему посчастливилось встретить несколько крупных мыслителей современности, именно его учитель, харизматический психоаналитик и признанный специалист по психологии развития Эрик Эриксон, «укрепил во мне желание стать ученым»
Сразу после окончания университета, Гарднер начал работать у Джерома Брунера, занимавшегося когнитивной и педагогической психологией и оказавшего значительное влияние на молодого человека. Он был «идеальным образцом для строительства собственного профессионального пути». Гарднер считает, что своим интересом к образованию он во многом обязан книге Брунера «Образовательный процесс», вышедшей в 1960 г., а также его участием в проекте Брунера «Человек: программа исследования». Этот проект обращался к трем «вопросам, открывающим новые горизонты познания»: «Что делает человеческое существо человеком? Как человек стал таким, какой он есть? Как сделать человека еще более человечным?». Эти же вопросы эхом отзываются и в научных изысканиях самого Гарднера, а его исследования когнитивных процессов отчасти являются ответом на первый вопрос Брунера. Ответом же на второй вопрос можно считать работы Гарднера по вопросам развития символических систем. Что же касается более поздних его изысканий, в которых исследуется то, как людям удается функционировать эффективно и гуманно одновременно, можно считать попыткой ответа на последний вопрос.
Статьи по педагогике:
Принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины
В основу методики создания учебно-методических комплексов дисциплины положены следующие принципы: 1. Принцип целостности — УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы. 2. Принцип детерминирования и обеспечения учебной деятельности учащихся — УМК определяет целевую программу действ ...
Народное образование Туркестана и их представители
Сегодня, с приобретением нашим государством независимости, появилась возможность по-настоящему изучать и оценить все то, что было создано учеными-просветителями узбекского народа в конце ХIХ – и начале ХХ вв. Великое духовное наследие Абдуллы Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Абдурауфа Фитрата, Усмана Н ...
Дети старшего дошкольного возраста
как субъекты нравственно-патриотического воспитания
В психологическом словаре понятие субъект рассмотрено в значении активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека, способного действовать целенаправленно. Он может проявлять инициативу и самостоятельность, принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего повед ...