Развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков.
Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное значение для полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкальных занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации - речи, неречевых звучаний, музыки. На занятиях школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное.
Также одной из задач таких занятий является совершенствование произношения учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмической структуры речи, речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих детей.
Только при комплексном учете задач, которые решаются на музыкальных занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для наиболее полноценного развития глухих детей, приобщения их к духовной культуре общества, социальной адаптации.
4.2 Виды внеклассных музыкальных занятий
В специальных школах ведется большая работа по эстетическому воспитанию средствами музыки глухих детей во внеурочное время. С детьми проводятся музыкальные перемены, организованы кружки песни и танца, занятия "танцевальный час", мелодекламации, драматизации музыкальных сказок, беседы о музыке, и др. На школьных праздниках всегда звучит музыка. Глухие дети принимают активное участие в городских, краевых и республиканских фестивалях, в конкурсах художественной самодеятельности.
1) Музыкальная перемена.
Музыкальная перемена длится 10 минут (после 2 и 3 уроков). Она проводится по группам для учащихся младших, средних и старших классов. На музыкальных переменах учащиеся под руководством учителя выполняют движения, объединенные характером одного танца (например, "Русский танец", "Вальс", "Полька", "Мазурка", "Эстрадный танец") или комплексы ритмической гимнастики. Музыка звучит в грамзаписи.
2) "Танцевальный час".
На занятиях "танцевальный час" учащиеся исполняют народные и современные танцы, основу которых составляют элементарные танцевальные движения. Желательно, чтобы эти занятия посещали все ученики.
3) Танцевальные кружки.
В танцевальных кружках занимаются наиболее способные дети. Они разучивают более сложные народные и современные танцы. Занятия танцевального кружка и "танцевальный час" проводятся по возрастным группам: школьники младших классов, средних и старших.
Разучивая танец, учащиеся упражняются в выразительном и ритмичном его исполнении. Учитель должен учитывать возможности детей в восприятии музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов). После показа элемента танца или композиции учителем дети слушают музыкальное сопровождение, определяют характер музыки, основные средства музыкальной выразительности. Это способствует эмоциональному и выразительному танцу. Чтобы достичь ритмичности исполнения танца, целесообразно упражнять детей в ритмичном исполнении под музыкальное сопровождение сначала элементарных движений (хлопков), а затем отрабатывать правильные и ритмичные танцевальные движения. Для музыкального сопровождения следует подбирать несложные пьесы с четко выраженным метрическим акцентом. На музыкальных занятиях рекомендуется использовать музыку в грамзаписи.
4) Музыкальные беседы.
В средних и старших классах рекомендуется проводить музыкальные беседы. У учащихся расширяются и обогащаются представления о музыке, о музыкальной культуре в целом. Беседы должны быть интересны ученикам, составлены с учетом их общего и речевого развития, возможностей восприятия музыки. При проведении таких бесед широко используются видеотехника и грамзаписи.
Статьи по педагогике:
Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...
Педагогический дизайн мультимедийного урока
Педагогический дизайн – приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов. Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникаци ...
Категория
детства и его проблемы в современном мире
Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской, природы. Однако на протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый. ...