Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеурочная деятельность, в котором педагог не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.
Тема нашего педагогического проекта - «Роль внеурочной деятельности младших школьников в процессе изучения математике».
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника.
Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеурочной работе больше, чем на уроках то технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.
Педагог, именно во внеурочной работе, можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться.
Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеурочной работы, как кружки, секции, клубы, мастерские и т. д.
В процессе внеурочной деятельности педагог вместе с детьми размышляет о тех проблемах, с которыми сталкиваются дети, ищет пути их разрешения, обеспечивая развитие нравственного и этического мышления учащихся, всестороннюю ориентировку в окружающем мире.
Организация внеурочной деятельности – сложный и динамичный процесс, требующий владения умениями организовывать взаимодействие с учениками применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников. На основе доброжелательности и искренности педагога дети постепенно, с помощью различных форм деятельности строят свои взаимоотношения.
Объектом исследования является внеурочная деятельность учащихся в современной школе.
Предмет исследования – внеурочная деятельность младших школьников по математике.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что определение путей организации внеурочной деятельности младших школьников, направленных на повышение качества образования по математике будет успешнее при соблюдении следующих условий: учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач предмета; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности внеурочной деятельности.
Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеурочной деятельности школьников и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть задачи школы по организации внеурочной деятельности детей.
3. Раскрыть содержание внеурочной деятельности современных школьников.
Статьи по педагогике:
Образование женщин в XIX веке
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в те ...
Исторические сведения
«О, сколько мы много и, в то же время, так мало знаем о золотом делении», говорили мастера. История этого деления поразительна. Американский математик Марк Барр 80 лет назад предложил назвать отношение двух отрезков, образующих «золотое сечение», числом Φ. Буква Φ является первой буквой в ...
Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...