План-конспект урока по теме «Строгание древесины»
5 класс, раздел «Технология обработки конструкционных материалов» по программе В.Д. Симоненко.
Цель: обеспечить усвоение учащимися приемов строгания древесины и зачистки поверхностей деталей; воспитывать у учащихся аккуратность в работе; способствовать к развитию трудовых навыков.
Оборудование: столярный верстак, рубанок
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I.Организационный этап. 5 мин |
Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку учащихся. Сегодня мы приступаем к изучению темы «Строгание древесины» Наша основная задача - получить необходимые знания, умения и навыки работы со строгальными инструментами. |
Учащиеся приветствуют учителя. |
II. Изучение нового материала 28 мин III. Практическая работа. 30 мин IV. Итог урока. 5 мин V. Задание на дом 2 мин |
Что такое строгание? Какими инструментами выполняется строгание? Строгание заключается в срезании с заготовки слоя древесины для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей. Строгание осуществляется с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки. Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки. Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка – прямолинейная. Шерхебелем с узким и закругленным ножом выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей. «Шерхебель» - слова немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания». Им удается без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной. Для чего предназначен рубанок? Рубанком осуществляют окончательное, чистовое строгание. Рубанок предназначен для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесины, а также сострагивания заготовки в нужный размер. Частое строгание выполняют только вдоль волокон рубанком с одиночным или двойным ножом. Лезвия их заточены по прямой линии, а у рубанка с двойным ножом имеется и стружколом. Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности. Рубанок состоит из колодки 1, ножа 2, клина 3, ручки 4. Основная деталь рубанка – колодка. Конструкция ее зависит от материала, из которого она изготавливается древесины или металла. Рабочим органом рубанка служит стальной нож. Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он выступает на 1…3 мм, у рубанков с одиночным и двойным ножом – на 0,1…0,3 мм. Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой – колодку или ручку с передней стороны. Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед. В начале движения его прижимают левой рукой, в конце – правой, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой. Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны. В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина. Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. Качество строгания периодически проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности. На деревообрабатывающих предприятиях и в строительных организациях строгание ручным и электрифицированным инструментом при подгонке выполняют столяры и плотники, а на станках – станочники строгальных станков. Строгание древесины. Проведем вводный инструктаж. Даем задания: ознакомьтесь с конструкциями шерхебеля, рубанка и фуганка; выберите базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определите лучшую и худшую пласти и закрепите заготовку; Прострогайте пласти и кромки, проверьте качество строгания. Перед тем как начать работу рассмотрим технику безопасности: необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом. Следует надежно закреплять заготовку на верстаке. Работать необходимо рубанком с остро заточенным ножом. Нужно крепко удерживать при строгании. При перемещении рубанка нельзя касаться пальцами заготовки. Нельзя проверять качество строгания движением пальцев по отстроганной поверхности. Класть рубанок на верстак следует лезвием от себя. Нельзя сдувать стружки и сметать их рукой, нужно пользоваться щеткой-сметкой. Учитель заранее готовит заготовки для выполнения практического задания для нескольких учащихся. Учащимся раздаются инструменты, и они приступают к ее выполнению работы. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины Повторить пройденный материал и прочитать следующую тему. Уборка рабочих мест. Учитель со всеми прощается! |
Предполагаемые ответы учащихся: Строгание – это удаление шероховатости с поверхности заготовки. Предполагаемые ответы учащихся: рубанок Предполагаемые ответы учащихся: рубанок предназначен для получения гладких поверхностей и сострагивания стружек. Учащиеся внимательно слушают. Группа мальчиков делятся на две. 1-я группа начинает строгать, а 2-я приступает к выполнению заготовок для обработки. 2-я группа на основе своих заготовок выполняет задание учителя, например, выполняет строгание, а 1-я группа учащихся делает заготовки. Для выполнения работы учащиеся берут инструменты: заготовки, рубанки, шерхебели, фуганки. Учащиеся внимательно слушают. Учащиеся записывают домашнее задание и приступают к уборке рабочих мест. До свидания! |
Статьи по педагогике:
Воспитание и образование при Петре I
К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленно ...
Категория
детства и его проблемы в современном мире
Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской, природы. Однако на протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый. ...
Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...