План-конспект урока по теме «Пиление столярной ножовкой»
5 класс, раздел «Технология обработки конструкционных материалов» по программе В.Д. Симоненко.
Цель: познакомить учащихся с процессом пиления столярной ножовкой; прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию технического мышления.
Оборудование: столярный верстак, столярная ножовка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I.Организационный этап. 5 мин |
Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку учащихся. Сегодня мы приступаем к изучению темы «Пиление столярной ножовкой» Наша основная задача - получить необходимые знания, умения и навыки работы со столярной ножовкой. |
Учащиеся приветствуют учителя. |
II. Изучение нового материала 28 мин III. Практическая работа. 30 мин IV. Итог урока. 5 мин V. Задание на дом 2 мин |
Что такое пиление? Какие инструменты применяются для пиления? Пиление заключается в разделение древесины на части с помощью пилы. Пилой называют многорезцовый режущий инструмент резцами, которого являются зубья, они прорезают волокна древесины и образуют в заготовке пропил. Пилы бывают различные по устройству и назначению чаще всего применяется широкая столярная ножовка, она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок. Используют и другие ножовки – узкую, обушком, наградку, складную. Узкую ножовку используют для раскроя тонких пиломатериалов фанеры, а также для выпиливания деталей с криволинейным контуром. Полотно у этой ножовки узкое, но сравнительно толстое (до 1,5 мм), зубья бывают средние и мелкие. Ножовка с обушком имеет утолщение – обушок. Он придает ножовке жесткость, не позволяет изгибаться. Такой ножовкой делают неглубокие пропилы. Толщина полотна 0,8 мм, зубья мелкие. Ножовку наградку применяют для выполнения не сквозных пропилов. Толщина полотна 0,4…0,7 мм и мелкие зубья. Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного пиления досок, брусков, реек. На ее полотне насечены зубья двух видов – прямые и наклонные. Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один тот же угол. В результате ширина пропила получается больше чем толщина полотна, и пила перемещается свободно. При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособление – упор. Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе. Для точного пиления досок и брусков применяют приспособление – стусло. Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами. Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали. На производстве пилят на круглопильных и ленточнопильных станках станочники-распиловщики. Пиление древесины столярной ножовкой. Проведем вводный инструктаж. Даем задания: разметьте заготовки при помощи циркуля выпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой распилите заготовки в стусле. Далее с учащимися проводится правила техники безопасности: Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом. Следует пользоваться приспособлениями: упором, стуслом и др., надежно удерживать заготовку. Нельзя допускать резких движений пилой, ее перекоса, держать левую руку близко к полотну. Класть пилу на верстак нужно зубьями от себя. Нельзя сдувать опилки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой. Следует обратить внимание на экономное использование материала. Учащимся раздаются столярные ножовки, и они приступают к выполнению работы. Учитель заранее готовит заготовки для выполнения практического задания для нескольких учащихся. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины Повторить пройденный материал и прочитать следующую тему. Уборка рабочих мест. Учитель со всеми прощается! |
Предполагаемые ответы учащихся: Пиление – это разделение древесины на части с помощью пилы. Предполагаемые ответы учащихся: ножовка. Учащиеся внимательно слушают. Учащиеся выполняют задание – группа мальчиков делятся на две. 1я группа начинает пилить, а 2-я приступает к выполнению заготовок для обработки. На следующем уроке 2-я группа на основе своих заготовок выполняет задание учителя, например, выполняет строгание, а 1-я группа учащихся делает заготовки для других классов. Учащиеся записывают домашнее задание и приступают к уборке рабочих мест. До свидания! |
Статьи по педагогике:
Определение золотого сечения
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем. Теорему Пифагора знает каждый школьник, а что такое золотое сечение – далеко не все. Пропорция – ...
Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...
Методика проведения заключительного инструктажа
Разработать содержание и методику проведения заключительного инструктажа также подробно, как вводного, самостоятельной работы учащихся и текущего инструктажа мастера, конечно, невозможно, так как это в значительной степени определяется ходом занятия. Но основное в проведении заключительного инструк ...