Наладка строгальных инструментов очень ответственная операция. От ее правильности зависит качество строгания и затраты физических усилий. Строганием получают гладкую поверхность деталей, требуемые размеры, придают им нужную форму. Для обработки древесины со снятием стружки широко используют различные строгальные инструменты. Для плоского ручного строгания применяют рубанки (металлические и деревянные), для профильного – специальные инструменты.
При работе усилие, прикладываемое к инструменту, зависит от породы обрабатываемой древесины, вида резания, углов заточки резца. Например, строгать липу и осину в 2 раза легче, чем ясень и дуб. Сопротивление резанию поперек волокон примерно в 2 раза больше, чем строганию вдоль волокон. При торцовом строгании надо затрачивать усилий в 4-6 раз больше чем при продольном.
При увеличении угла резания строгать становится тяжелее; то же самое происходит, если мал задний угол ножа. Тупой нож режет древесину с трудом, на работу затрачивается больше усилий.
При работе рубанком его леток надо периодически очищать от стружки, проталкивая ее тонкой щепкой со стороны клина или вытягивая вверх.
Навыки сверления в 5 классе.
Изучая тему «Сверление», учитель знакомит школьников с типами сверл. Рассказ целесообразно начать с сообщения о том, что сверление – одна из старейших технологических операций. Лучковый привод вращения был известен уже первобытным людям.
Сквозные и несквозные (глухие) цилиндрические отверстия в заготовках из древесины выполняют с помощью специальных режущих инструментов – сверл.
Сверла бывают разных форм и размеров. В процессе работы вам могут встретиться четыре вида сверл: ложечные, винтовые, центровые и спиральные. Первые два вида сверл служат для получения небольших отверстий, центровое – для сверления отверстий сравнительно большого диаметра. Спиральные сверла предназначены для сверления различных отверстий диаметром 1-20 мм. Длина сверл равна 40-180 мм. Спиральные сверла с конической заточкой и с подрезателями и направляющим центром. Спиральные сверла с конической заточкой применяют для сверления вдоль волокон, а с подрезателями – для сверления поперек волокон.
Сверла закрепляют, в патроне коловорота или дрели.
В ручной дрели вращение сверла обеспечивается благодаря специальному механизму – зубчатой передаче. С ее помощью вращение ручки дрели передается патрону. Простейшая зубчатая передача состоит из двух зубчатых колес, находящихся в зацепление друг с другом. Они могут быть одного или разных диаметров, с разным количеством зубьев.
Зубчатые колеса, как и винты, гайки и другие детали, используются не только в дрели, но и в других машинах и механизмах. Такие детали называют типовыми.
Перед сверлением размечают карандашом или шилом центр будущего отверстия. В этой точке устанавливают сверло под прямым углом к заготовке. Ладонью левой руки нажимают на упор коловорота или дрели, а правой рукой вращают рукоятку. Направление вращения – по часовой стрелке. В конце сверления нажим на упор уменьшают.
Для получения ровных краев отверстия на выходе сверла и предохранения крышки верстака от повреждения под заготовку подкладывают доску и струбциной прижимают их к крышке верстака.
При выполнение практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Статьи по педагогике:
Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ №
103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
Средняя общеобразовательная школа № 103 расположена на окраине микрорайона Уралмаш, в непосредственной близости от всемирно известного завода "Уралмаш" (УЗТМ). Являясь важным стратегическим объектом государственного значения, огромным промышленным центром с богатой историей и субкультурой ...
Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...
Самостоятельная работа учащегося и методика проведения текущего инструктажа
Самостоятельная работа учащихся по выполнению учебно-производственного задания и сопровождающий её текущий инструктаж мастера – основная часть урока производственного обучения. В это время учащиеся приобретают и углубляют профессиональные умения и знания. Прежде всего, учащийся должен четко и ясно ...