Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты

Образование и воспитание » Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе » Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты

Страница 4

предъявление требований

поощрение и порицание

Методы контроля и самоконтроля в обучении;

устный контроль и самоконтроль;

письменный контроль и самоконтроль;

лабораторно-практический контроль и самоконтроль;

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная (работа учителя сразу со всеми учащимися в едином темпе с общими задачами);

групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах);

индивидуальная (взаимодействие учителя с одним учеником);

коллективная.

Средства формирования и развития коммуникативной компетенции:

технические средства;

видеоматериалы;

учебники;

справочники;

научно-популярная литература;

конспекты лекций;

упражнения;

статьи;

Технологии обучения, способствующие формированию и развитию коммуникативной компетенции:

групповые;

информационные;

проблемные;

коммуникационные.

В результативном компоненте мы выделили три уровня сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся: высокий, средний и низкий. Уровень выступает основным критерием оценки эффективности процесса активизации учебно-познавательной компетенции учащихся в процессе общеобразовательной подготовки.

Учитывая направленность процесса активизации учебно-познавательной компетенции, мы выделили следующие критерии оценки коммуникативной компетенции учащихся начальной школы:

Эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность.

Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации.

Сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе.

Умение представить себя.

Таким образом, проведя теоретический анализ понятий коммуникации и коммуникативности, можно сделать следующие выводы: коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, но и владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах. Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках в начальной школе.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Характеристика опыта проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального образования с использованием интерактивных методов
В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения. Понятие «интеракция» пришло к ...

Система мероприятий для формирования волевых качеств учащихся
Итак, на основе теоретического исследования психологии детского характера и стиля педагогического общения, мы определили, что самым оптимальным стилем общения является демократический стиль и стиль, где общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Этот стиль характеризуется положит ...

Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru