-воспитывающая функция
в том, что проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учению, дисциплину, аккуратность, честность, настойчивость, учит детей серьезному и регулярному самоконтролю.
Выделенные функции говорят о необходимости включения проверки в процесс обучения, где сами функции проявляются в разной степени и в различных сочетаниях, что зависит в основном от цели и вида данной проверки и планируемыми на данном этапе дидактическими, развивающими и воспитывающими целями. Реализация же на практике выделенных функций делает проверку более эффективной, что делает эффективней и весь учебный процесс в целом.
Кроме того, говоря о проверке, нужно отметить, что учитель должен придерживаться некоторых ее основных принципов.
Под принципами проверки знаний учащихся понимаются такие теоретические положения, которые, основываясь на наиболее общих закономерностях, лежащих в основе отправления специфических функций проверки, должны служить руководящими началами в практической деятельности учителя по реализации этих функций.
В процессе всякой проверки проявляются две наиболее общие закономерности:
1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет ориентирующую и диагностическую функции;
2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию.
Соответственно, по мнению Е.И. Перовского, определяются два принципа проверки знаний:
объективность проверки, то есть такая постановка ее, которая способна установить подлинные, объективно существующие знания учащегося по данным программным вопросам. Объективность проверки позволяет избежать субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение проверки. Объективность проверки зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания проверки, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов проверки, организованность проведения проверки. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество проверки.
регулярность проверки, под которой понимается ее равномерность и достаточная частота. Важнейшим условием регулярности проверки является ее плановость.
Отметим еще несколько важных принципов.
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
б) Всесторонность проверки, под которой понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, то есть предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.
в) Индивидуальность проверки требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.
Учитывая эти основные принципы, дидактика и методическая наука выдвигают определенные требования к контролю. Известный дидакт А. А. Сорокин формулирует следующие педагогические требования, которыми следует руководствоваться в работе:
контроль должен носить индивидуальный характер, предусматривающий проверку и оценку знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, по результатам его личной учебной деятельности, не допускать подмены результатов обучения отдельных учащихся итогами работы класса или группы школьников;
Статьи по педагогике:
Воспитание в Спарте
Здесь было намного суровее и строже, чем в Афинах. Отчасти это объяснялось суровостью характера дорийцев, отчасти - особым строем спартанского государства, этой военной общины, господствовавшей над многочисленными подданными и рабами. Односторонне направляя все свое внимание на развитие физической ...
Систематичность и системность знаний
Говоря о глубине знаний, мы уже употребляли слово «систематизация». Это понятно, так как осознание связей служит предпосылкой систематичности знаний. Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, то есть осознанием одних з ...
Школа-центр интегрированного обучения и диагностики
- новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии
Среди открывшихся за последнее время в С. - Петербурге учреждений нового типа есть школа-центр (Невский р-н), работающая на стыке педагогики и медицины. Статистика показывает, что количество обращений к психологам, психиатрам и невропатологам по поводу различного рода нарушений у детей с каждым год ...