контроль должен быть систематичным, что означает регулярность его проведения на протяжении всего процесса обучения, а также органичное сочетание его с другими сторонами учебной работы и положительное влияние на весь ход учения школьников;
необходимо разнообразие форм проведения контроля, способствующее выполнению его обучающей и воспитывающей функций, повышению интереса учащихся к его проведению и результатам;
всесторонность контроля обучения означает охватывание им всех разделов учебных программ, знаний теоретических положений, практических умений и навыков учащихся;
объективность контроля означает исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов учителя, основанных на недостаточном изучении учащихся или предвзятом отношении к ним и искажающие действительное состояние успеваемости;
необходимо также единство требований учителей, осуществляющих контроль успеваемости учащихся в данном классе.
Средства проверки – это, прежде всего, вопросы, задачи и ряд других заданий, с помощью которых выявляются знания, умения и навыки учащихся. В наше время проблем в этой области у учителя возникать не должно, потому что разработано большое количество средств, которые не требуют больших затрат времени на подготовку и проведение, а также обработку результатов.
Все средства делятся на машинные и безмашинные.
Под машинными средствами понимают автоматизированный контроль знаний с применением контролирующих или информационно-контролирующих технических средств. Конечно, у них есть и достоинства и недостатки. Они предназначены для текущей и тематической проверки знаний и содействуют организации фронтальной проверки. Учитель очень быстро получает оценку данного, не затрачивая при этом своего личного времени и исключая ее субъективность, но машина не может выдать информацию о степени усвоения и понимания ребенком данного вопроса, о тонкой психологической стороне ошибки каждого ученика в отдельности. Поэтому необходимость и степень применения таких средств на своих уроках может определить только учитель.
Перечислим некоторые преимущества использования компьютера для создания типовых расчетов:
1. однотипные задания печатаются в любом количестве неповторяющихся вариантов;
2. варианты, созданные с помощью компьютерных программ, проверяются значительно быстрее, так как компьютер может предоставить ответы к каждому заданию;
3. компьютерные типовые задания удобны для отработки необходимых навыков с отстающими учащимися (учитель не тратит время на подбор однотипных заданий для отработки определенных навыков);
4. учащиеся с огромным интересом работают с такими заданиями, особенно, если карточка с заданием индивидуальна и ученик может работать с ней.
Что касается безмашинных средств контроля, то на практике широкое применение получили различные кратковременные устные и письменные проверочные работы, математические диктанты, контрольные работы на один или два урока. В настоящее время в помощь учителю разработано достаточное количество материала для проведения таких опросов.
Учителю необходимо организовывать контроль на различных этапах обучения:
контроль первичного усвоения материала, который осуществляется сразу после введения новых знаний (диагностический);
контроль использования новых знаний как в стандартной, так и в нестандартной ситуациях (то есть проверка оперативности и гибкости знаний);
контроль прочности усвоения знаний (при организации повторения ранее изученного учебного материала);
контроль выполнения домашнего задания.
Ниже рассмотрим некоторые формы организации и проведения контроля на различных этапах обучения.
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.
Статьи по педагогике:
Мариинское женское училище
Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их ...
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...
Педагогическая антропология как методология педагогики
ХХ век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузк ...