Методические основы проверки знаний учащихся

Страница 3

контроль должен быть систематичным, что означает регулярность его проведения на протяжении всего процесса обучения, а также органичное сочетание его с другими сторонами учебной работы и положительное влияние на весь ход учения школьников;

необходимо разнообразие форм проведения контроля, способствующее выполнению его обучающей и воспитывающей функций, повышению интереса учащихся к его проведению и результатам;

всесторонность контроля обучения означает охватывание им всех разделов учебных программ, знаний теоретических положений, практических умений и навыков учащихся;

объективность контроля означает исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов учителя, основанных на недостаточном изучении учащихся или предвзятом отношении к ним и искажающие действительное состояние успеваемости;

необходимо также единство требований учителей, осуществляющих контроль успеваемости учащихся в данном классе.

Средства проверки – это, прежде всего, вопросы, задачи и ряд других заданий, с помощью которых выявляются знания, умения и навыки учащихся. В наше время проблем в этой области у учителя возникать не должно, потому что разработано большое количество средств, которые не требуют больших затрат времени на подготовку и проведение, а также обработку результатов.

Все средства делятся на машинные и безмашинные.

Под машинными средствами понимают автоматизированный контроль знаний с применением контролирующих или информационно-контролирующих технических средств. Конечно, у них есть и достоинства и недостатки. Они предназначены для текущей и тематической проверки знаний и содействуют организации фронтальной проверки. Учитель очень быстро получает оценку данного, не затрачивая при этом своего личного времени и исключая ее субъективность, но машина не может выдать информацию о степени усвоения и понимания ребенком данного вопроса, о тонкой психологической стороне ошибки каждого ученика в отдельности. Поэтому необходимость и степень применения таких средств на своих уроках может определить только учитель.

Перечислим некоторые преимущества использования компьютера для создания типовых расчетов:

1. однотипные задания печатаются в любом количестве неповторяющихся вариантов;

2. варианты, созданные с помощью компьютерных программ, проверяются значительно быстрее, так как компьютер может предоставить ответы к каждому заданию;

3. компьютерные типовые задания удобны для отработки необходимых навыков с отстающими учащимися (учитель не тратит время на подбор однотипных заданий для отработки определенных навыков);

4. учащиеся с огромным интересом работают с такими заданиями, особенно, если карточка с заданием индивидуальна и ученик может работать с ней.

Что касается безмашинных средств контроля, то на практике широкое применение получили различные кратковременные устные и письменные проверочные работы, математические диктанты, контрольные работы на один или два урока. В настоящее время в помощь учителю разработано достаточное количество материала для проведения таких опросов.

Учителю необходимо организовывать контроль на различных этапах обучения:

контроль первичного усвоения материала, который осуществляется сразу после введения новых знаний (диагностический);

контроль использования новых знаний как в стандартной, так и в нестандартной ситуациях (то есть проверка оперативности и гибкости знаний);

контроль прочности усвоения знаний (при организации повторения ранее изученного учебного материала);

контроль выполнения домашнего задания.

Ниже рассмотрим некоторые формы организации и проведения контроля на различных этапах обучения.

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного обучения
На базе учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию ДО в качестве формы обучения было проведено анкетирова ...

Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка 6-7 лет
Последние десятилетия проблема обратной связи привлекает внимание учёных. Исследования подтверждают важность наличия обратной связи в любом социально-информационном взаимодействии как необходимого условия эффективности его протекания. От её оптимального функционирования во многом зависит и успешнос ...

Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru