Методические основы проверки знаний учащихся

Страница 8

Можно выделить также три основных вида проверки.

Текущая проверка, которая проводится в течение всего времени обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе. Она требует от учителя большого внимания, чуткости и тактичности, так как проверяется правильность и осознанность каждого действия ученика. Сама же проверка содействует отработке и шлифовке знаний и умений учащихся, а оценивание одновременно с этим оказывает огромное воспитательное воздействие. Например, объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, а поспешно и необъективно выставленная - наоборот. Вообще, оценка по своей сути должна стимулировать дальнейшее развитие личности, только тогда она считается педагогически правильной. Поэтому при оценивании слабых учащихся полезно использовать отсроченный контроль, когда отметка выставляется только после усвоения ими проверяемых знаний.

Тематическая проверка помогает выяснить степень усвоения учащимися основных положений темы. Здесь внимание уделяется умениям учащихся связно и последовательно излагать усвоенный материал, обобщать, конкретизировать и систематизировать его, а также применять знания при решении практических и познавательных задач. Проведение же такой проверки зависит от четкого выделения в теме основных разделов, число которых определяет частоту таких проверок, что на практике чаще всего реализуется в системе кратковременных контрольных и самостоятельных проверочных работ. А отметки за четверть (триместр, полугодие) и учебный год выставляются в основном по результатам всех таких работ.

Итоговая проверка носит более специализированный характер и проводится в форме зачетов, экзаменов или итоговых контрольных работ. И здесь уже проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом для определения направления их дальнейших планов в учебе. Исходя из этого, сложность большинства заданий итогового контроля должна быть близка к обязательному уровню и может варьироваться в зависимости от состава класса.

1. Устная проверка организуется по-разному в зависимости от ее цели (проверка выполнения домашнего задания, подготовленности класса к изучению нового материала, степени усвоения и понимания новых знаний, уровней развития математической речи, свойств и качеств мышления, сохранение изученного в памяти, сформированность учебно-познавательных умений и навыков) и от содержания проверяемого материала (по материалу прошедшего урока или по отдельным разделам и темам курса).

Методика устной проверки состоит из двух основных частей.

Во-первых, это составление проверочных вопросов и их задавание. Здесь исходят из того, что проверять нужно те знания, которые являются ведущими в данном курсе или являются трудными для усвоения учащимися, а также те, которые важны для изучения других разделов курса. И если проверка направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся, то ее можно считать эффективной. Среди проверочных заданий надо особо выделить вопросы на воспроизведение изученного (активизирующие память), на сравнение, сопоставление, доказательство и обобщение, классификацию (активизирующие мышление), по проверке конкретных речевых навыков, умений использовать математическую терминологию (активизирующие речь). Качество такой проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, потому что каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а ответ на него должен служить подготовкой для ответа на следующий. И очень важно, чтобы формулировка вопроса была предельно сжатой, лаконичной и точной (недвусмысленной, то есть предполагала единственный ответ) и произноситься громко и отчетливо.

Во-вторых, ответы учащихся на поставленные вопросы и слушание их. В дидактической литературе выделяются два основных условия качественного выявления знаний: предоставление учащемуся свободно, без помех со стороны учителя и класса, изложить все, что он может сказать по данному вопросу (комментарии и замечания делаются после окончания монолога ребенка) и создание обстановки, обеспечивающей наилучшую работу его интеллектуальных сил. При оценке ответа обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи. А доброжелательный тон, выдержка, вера в ребят, необходимая требовательность - только помогают ученику в получении успешного результата.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Теории и типы девиаций
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некото ...

Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода
В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе - компетентностный подход - как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения ц ...

Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в педагогике и психологии
Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицате ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru