Важным и чрезвычайно тонким моментом учебно-воспитательного процесса как для учителя, так и для ученика является контроль знаний учащихся.
В общепринятом понимании контроль означает проверку, систематический учет успеваемости школьников. Контроль является составной частью процесса обучения и обеспечивает получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения: об уровне усвоения нового материала, типичных затруднениях учащихся и т.д., а также получение информации самими учениками о своих успехах. Контроль знаний учащихся имеет обучающее и воспитывающее значение, способствует более глубокому изучению учащимися основ наук, совершенствованию их знаний и умений, развитию их общеучебных умений и навыков.
Проблема проверки существует столько же, сколько и сам процесс обучения. Почти все великие дидакты, методисты, психологи и педагоги рано или поздно ставили для себя эту проблему и искали ее оптимальное решение. До сих пор не найдена та золотая середина, которая разрешила бы все споры. Учителя по-разному пытаются ответить на вопрос: как использовать контроль в учебном процессе?
Прежде всего, обратим внимание на то, что мы употребили сначала слово «контроль», затем «проверка», а потом снова сказали о контроле. Не оговорились ли мы? Нет, не оговорились. Мы считаем, что стоит уделить этому моменту некоторое внимание. Итак, для разъяснения возникшей «неточности» обратимся к специальной психолого-педагогической литературе, а именно, к Российской педагогической энциклопедии. В ней нет толкования понятия «контроль», а есть объяснение того, что же считается проверкой:
«Проверка знаний, умений и навыков учащихся - процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов уч. деятельности с требованиями, заданными уч. программами.»
На наш взгляд, такое положение можно объяснить тем, что в психолого-педагогической литературе в основном используется термин «проверка», а среди учителей математики чаще употребляется слово «контроль». Учителя математики в основном употребляют термин «проверка», говоря о необходимости проверить написанные учащимися письменные работы. Мы посчитали нелишним ответить на вопрос: с какой целью проверяются письменные работы? Эта проверка осуществляется для того, чтобы проконтролировать, насколько усвоен учащимися учебный материал. Как было сказано выше, контроль и означает проверку усвоения учащимися знаний. Таким образом, мы получили, что контроль осуществляется с целью проверки усвоения знаний, а знания проверяются, чтобы проконтролировать действенность учебного процесса. Учитывая все вышесказанное, мы считаем возможным употреблять слова «контроль» и «проверка» как синонимы.
Вернемся к вопросу о том, как использовать контроль в учебном процессе. На него нет однозначного ответа, каждый учитель решает этот вопрос сам, исходя из специфики предмета и контингента учащихся, их уровня знаний и умений.
Анализ школьной практики дает основание утверждать, что чаще всего самостоятельные работы проводятся не на каждом уроке, вследствие чего написание контрольной работы по всей теме вызывает у учащихся затруднения. Зачастую ученики не подготовлены к ее выполнению, так как знания, полученные в начале темы, к моменту проведения контрольной работы уже забылись, а чаще всего они не были достаточно усвоены и отработаны.
Наряду с этим многие психологи, дидакты и методисты отмечают, что контроль играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Например, по мнению Н.Ф. Талызиной, отсутствие поэтапного контроля «сильно ухудшает качество протекания усвоения, не позволяет своевременно корректировать его ход».
Таким образом, уже с первых строк ясно, что контроль знаний учащихся требует определенной педагогической, методической и психологической подготовки не только самого учителя, но и его учеников. Проблеме контроля знаний учащихся всегда уделялось и уделяется до сих пор много внимания в работах таких педагогов, методистов и психологов, как И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Ю.М. Колягин, Н.И. Махмутов, В.В. Фирсов, Л.М. Фридман и др., но конкретные вопросы организации контроля знаний по математике учащихся пятых классов разработаны недостаточно, сборников самостоятельных и контрольных работ, которые бы отвечали необходимым требованиям, предъявляемым к контролю, не так много, что и определяет актуальность темы дипломной работы.
Целью данной работы является разработка оптимальной системы текущего и тематического контроля знаний учащихся при изучении действий с десятичными дробями.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы, связанной с проблемой контроля знаний учащихся.
2. Исследовать состояние организации контроля знаний учащихся пятых классов по математике в школе.
3. Разработать вариант системы текущего и тематического контроля знаний учащихся пятых классов при изучении действий с десятичными дробями, а именно:
- систему самостоятельных работ;
- задания для проведения зачетного урока
которые удовлетворяли бы необходимым требованиям, предъявляемым к контролю.
В работе использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, учебных программ, учебников, учебных пособий, диссертационных исследований по темам, близким к выбранной;
изучение педагогических технологий;
беседы с практикующими учителями.
Практическая новизна работы состоит в том, что разработан вариант системы контроля знаний учащихся пятых классов при изучении одного из разделов арифметики, который может использоваться учителями в работе с учащимися основной школы.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются история проблемы контроля знаний учащихся, психологические основы контроля знаний. Большое внимание уделяется системе качеств знаний. Рассматриваются психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста.
Вторая глава посвящена методике контроля знаний учащихся. Здесь приводится вариант системы текущей проверки знаний учащихся и материалы для проведения зачетного урока по теме «Десятичные дроби».
Статьи по педагогике:
Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из
строительного материала
Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показы ...
Особенности функционального базиса письма
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Многими исследованиями установлено, что низкий уровень р ...
Характеристика и структура речевого дефекта при общем
недоразвитии речи
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...