Все сказанное убеждает нас в том, что эффективнее для успеха обучения сначала установить, что знают учащиеся данного класса из наиболее важных элементов курса предыдущего года, а затем уже повторить те из них, которые менее запомнились. Ясно, что в этом случае повторение будет целенаправленнее и экономнее.
Осуществляется это первое звено системы проверки с помощью сочетания фронтальной устной и письменной или письменно-графической проверки. При этом письменные проверочные работы не должны быть труднее тех, которые выполнялись учащимися в конце предыдущего учебного года, так как завышение требований может вызвать у учащихся преувеличенное представление о трудностях обучения в новом классе.
При этом возникает вопрос: следует ли оценивать при этой проверке устные ответы и письменные (или письменно-графические) работы учащихся?
С одной стороны, отсутствие оценки понизит ответственность учащихся за их письменные работы или устные ответы, а это отразится на уровне знаний, выявляемых проверкой. С другой стороны, получение неудовлетворительных отметок может у многих учащихся вызвать растерянность и нежелание учиться. Особенно это относится к учащимся пятых классов. Учащиеся четвертых классов, перейдя в пятый класс, будут иметь дело с новыми учителями, а это может осложнить психологическую ситуацию во время данной проверки. И неудовлетворительная отметка может оказать особенно неблагоприятное влияние.
Очевидно, правильное решение вопроса будет заключаться в том, чтобы сохранить всю стимулирующую силу высокой отметки и избежать негативного действия низкой. Практически это должно выразиться в том, что хорошие и отличные работы и ответы должны оцениваться соответствующим баллом с занесением его в классный журнал, а все остальные работы и ответы баллом не оцениваются. Учащихся, показавших низкое качество знаний по тем или иным вопросам, учитель просто берет на заметку с тем, чтобы после повторения соответствующего материала снова проверить их знания по данным вопросам.
Вторым звеном системы текущей проверки является проверка знаний учащихся из урока в урок. Содержанием этого звена проверки являются новые знания, усваиваемые учащимися в процессе работы по очередной программной теме, и отдельные знания из ранее изученных тем. Основные методы и формы такой проверки — фронтальная устная проверка, а также индивидуальная письменная, письменно-графическая или практическая проверки. Это самое распространенное, обычное звено текущей проверки.
Третье звено текущей проверки — это проверка знаний учащихся по изученной программной теме. Ценность и специфика этого звена проверки в том, что здесь знания учащихся проверяются не по отдельным элементам, что типично для первого и второго звеньев системы, а в логической системе, какой является в каждом учебном предмете программная тема. Такая проверка дает очень много для установления прочности усвоения учащимися знаний, а при соответствующей постановке может одновременно стать самым ценным видом повторения— обобщающего и систематизирующего.
Методы и формы работы для небольших тем - устная фронтальная проверка, для больших - устная фронтальная и письменная фронтальная, а в необходимых случаях и практическая фронтальная. Наиболее сложной является здесь устная фронтальная проверка. Готовясь к ней, учитель заранее составляет перечень вопросов, охватывая ими все наиболее существенные знания по теме и располагая их в таком порядке, который может наиболее наглядно показать учащимся логику темы. При этом последний вопрос должен требовать от учащихся формулировки главного вывода по теме. Такой характер вопросов и такая их последовательность позволяют данной проверке одновременно выполнять функции обобщающего и систематизирующего повторения по темам программы.
Статьи по педагогике:
Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию
устной речи глухих школьников младших классов
Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются глухие дети, мало внимания уделяется роли музыки в коррекционной работе. Несмотря на то, что в настоящее время существует целая система музыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с выходом на кружки, шко ...
Дошкольное образование в Великобритании
Ключевым тут является слово «дошкольная». Основной функцией британских дошкольных учреждений является подготовка к школе. Они и называются школами. И если французскую материнскую школу можно назвать детским садом, английское заведение для малышей – это именно школа. Дошкольные группы часто организу ...
Теория развития личности Э. Эриксона
Согласно теории развития личности Э. Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому. Детство 1. Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического псих ...