Система текущей проверки знаний учащихся

Страница 2

Все сказанное убеждает нас в том, что эффективнее для успеха обучения сначала установить, что знают учащиеся данного класса из наиболее важных элементов курса предыдущего года, а затем уже повторить те из них, которые менее запомнились. Ясно, что в этом случае повторение будет целенаправленнее и экономнее.

Осуществляется это первое звено системы проверки с помощью сочетания фронтальной устной и письменной или письменно-графической проверки. При этом письменные проверочные работы не должны быть труднее тех, которые выполнялись учащимися в конце предыдущего учебного года, так как завышение требований может вызвать у учащихся преувеличенное представление о трудностях обучения в новом классе.

При этом возникает вопрос: следует ли оценивать при этой проверке устные ответы и письменные (или письменно-графические) работы учащихся?

С одной стороны, отсутствие оценки понизит ответственность учащихся за их письменные работы или устные ответы, а это отразится на уровне знаний, выявляемых проверкой. С другой стороны, получение неудовлетворительных отметок может у многих учащихся вызвать растерянность и нежелание учиться. Особенно это относится к учащимся пятых классов. Учащиеся четвертых классов, перейдя в пятый класс, будут иметь дело с новыми учителями, а это может осложнить психологическую ситуацию во время данной проверки. И неудовлетворительная отметка может оказать особенно неблагоприятное влияние.

Очевидно, правильное решение вопроса будет заключаться в том, чтобы сохранить всю стимулирующую силу высокой отметки и избежать негативного действия низкой. Практически это должно выразиться в том, что хорошие и отличные работы и ответы должны оцениваться соответствующим баллом с занесением его в классный журнал, а все остальные работы и ответы баллом не оцениваются. Учащихся, показавших низкое качество знаний по тем или иным вопросам, учитель просто берет на заметку с тем, чтобы после повторения соответствующего материала снова проверить их знания по данным вопросам.

Вторым звеном системы текущей проверки является проверка знаний учащихся из урока в урок. Содержанием этого звена проверки являются новые знания, усваиваемые учащимися в процессе работы по очередной программной теме, и отдельные знания из ранее изученных тем. Основные методы и формы такой проверки — фронтальная устная проверка, а также индивидуальная письменная, письменно-графическая или практическая проверки. Это самое распространенное, обычное звено текущей проверки.

Третье звено текущей проверки — это проверка знаний учащихся по изученной программной теме. Ценность и специфика этого звена проверки в том, что здесь знания учащихся проверяются не по отдельным элементам, что типично для первого и второго звеньев системы, а в логической системе, какой является в каждом учебном предмете программная тема. Такая проверка дает очень много для установления прочности усвоения учащимися знаний, а при соответствующей постановке может одновременно стать самым ценным видом повторения— обобщающего и систематизирующего.

Методы и формы работы для небольших тем - устная фронтальная проверка, для больших - устная фронтальная и письменная фронтальная, а в необходимых случаях и практическая фронтальная. Наиболее сложной является здесь устная фронтальная проверка. Готовясь к ней, учитель заранее составляет перечень вопросов, охватывая ими все наиболее существенные знания по теме и располагая их в таком порядке, который может наиболее наглядно показать учащимся логику темы. При этом последний вопрос должен требовать от учащихся формулировки главного вывода по теме. Такой характер вопросов и такая их последовательность позволяют данной проверке одновременно выполнять функции обобщающего и систематизирующего повторения по темам программы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...

Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...

Результаты сформированности представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Оценить и проанализировать результаты исследования. Задачи: 1. Выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни после проведения серии игр; 2. Проанализировать и оценить результаты контрольного эксперимента; 3. Сравнить и проанализировать результаты констатирую ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru