Система текущей проверки знаний учащихся

Страница 4

На первых порах проведения тематической устной проверки надо предупреждать учащихся, что отвечать на вопросы они должны кратко — излагать лишь самое существенное (на каждый ответ отводится 2—3—4 мин.). В дальнейшем нужда в этом предупреждении опять-таки отпадет.

Каждый ученик, как правило, отвечает на один вопрос, причем в первую очередь опрашиваются те ученики, знания которых по данной теме еще не проверялись. Это в большой мере способствует тому, что хотя бы по каждой крупной теме программы можно проверить знания всех или почти всех учащихся класса.

В случае наличия значительных ошибок в ответе ученика учитель предлагает кому-нибудь из учащихся внести исправления в ответ.

Для ответа на последний вопрос, требующий, как указывалось, относительно более широкого обобщения материала темы, желательно вызывать кого-либо из лучших учеников. Это нужно для того, чтобы необходимое обобщение было сделано более правильно и отчетливо (отвечать на все другие вопросы учитель вызывает учащихся различной успеваемости). Ответы учащихся оцениваются тем или иным образом.

В конце проверки учитель кратко характеризует выявившееся состояние знаний учащихся по теме и делает главный вывод из материала темы.

Некоторые учителя проводят тематическую проверку в форме устных докладов учащихся. Программная тема разбивается на две или три части, и каждая часть формулируется как тема для доклада. Докладчики из учащихся выбираются или заранее, или перед самым докладом, чтобы побудить всех учащихся активнее готовиться к нему. В первом случае от докладчиков требуется план или даже тезисы доклада, которые учитель заранее просматривает и по которым он консультирует докладчиков. Во втором случае учитель ограничивается только указанием, чтобы каждый учащийся, готовясь по темам намеченных докладов, составил бы для себя план каждого доклада,— ведь докладчиком может оказаться любой учащийся.

При выборе докладчиков заранее учителя иногда поручают подготовить доклад на ту или иную тему не одному, а нескольким учащимся; каждый из них готовится, пишет план или тезисы; учитель просматривает эти планы или тезисы и, исходя из их качества, отбирает лучший доклад, который потом и заслушивается в классе. Таким образом, хотя всего готовится по двум-трем намеченным темам 8—10—15 человек, с докладами выступают только двое-трое.

По каждому докладу учащиеся-слушатели задают докладчику вопросы, выступают с критическими замечаниями (по собственной инициативе и по предложению учителя). Все это по каждому докладу завершается заключительным словом докладчика и резюме учителя, который указывает достоинства и недостатки доклада и всех более или менее существенных выступлений учащихся по докладу и дает им оценку.

Такая форма тематической проверки активизирует учащихся, и они с большим интересом участвуют в ней. Но она предполагает большую предварительную подготовку учащихся к ней, что сильно загружает их и делает данную форму менее показательной в отношении проверки прочности знаний. Но изредка прибегать к такой форме тематической проверки полезно, но только в старших классах.

По тем предметам, курсы которых ясно разделяются на отделы, объединяющие несколько тесно связанных между собою тем, четвертым звеном текущей проверки должна стать проверка знаний учащихся по целому отделу курса. Специфика и ценность этого звена текущей проверки аналогична предыдущему. Поэтому схожа и методика проведения. Из каждой темы берется для проверки самое основное (2-3-4 вопроса), проверяется также понимание связей между важнейшими явлениями, изученными в разных темах данного раздела. Последовательность вопросов определяется той системой обобщений, к которой учитель хочет подвести учащихся. Проверка обязательно проводится не только устно, но и письменно, и по времени она может занять два урока.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слух ...

Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...

История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru