Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную организацию нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, выступают: ведущая роль педагога, «одушевляющего» предметный мир в дошкольном образовательном учреждении; поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметного мира в игровой и других видах деятельности; предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом комплексного развития ценностного влияния компонента развивающей предметной среды на личность ребенка.
В ходе исследовательской работы мы выявили и систематизировали средства и методы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Средства нравственно-патриотического мы объединили в несколько групп: художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и пр.) способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений; природа родного края вызывает у детей гуманные чувства; собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) выполняет функцию выработки практики нравственно-патриотического поведения; общение с воспитателем, сверстниками, другими значимыми взрослыми людьми выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме; атмосфера, в которой живет ребенок, определяет линию его поведения и влияет на формирование нравственных и патриотических качеств.
Средства воспитания становится эффективными в сочетании с адекватными методами и формами воспитательной работы. Нами было дано обоснование целесообразности выбора форм и методов, применяемых в работе по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях детского сада.
На основе изучения психолого-педагогической литературы автором сделан вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста сформированы субъектные качества для формирования нравственно-патриотических установок, идеалов, поведения.
В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста нами определено содержание проводимой в детском саду соответствующей работы. В ходе исследования был сделан вывод о том, что содержательный компонент нравственно-патриотического воспитания должен формировать следующие представления детей: о семье, своей родословной; о культуре народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края и страны, деятельности человека в природе; об истории страны, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках; о символике родного края и страны; о самых известных деятелях страны; о живущих вместе с нами людях других национальностей.
Равнозначными содержательному компоненту нравственно-патриотического воспитания детей мы считаем эмоционально-побудительный (положительные чувства ребенка к окружающему миру) и деятельностный (отражение отношения к миру в детской деятельности) компоненты.
Принимая во внимание теоретическое обоснование проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, была разработана образовательная программа «Буду патриотом». Мы выявили, что целью программы является создание оптимальных условий для развития нравственно-патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса в ДОУ.
Программой определены условия эффективной организации педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: обеспечение благоприятной эмоциональной среды в детском саду и семье; тесное сотрудничество воспитателей и родителей ребенка; подготовленность родителей и воспитателей к решению проблемы воспитания нравственного поведения и патриотических чувств; построение образовательного процесса на основе субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей для активизации интереса дошкольников к нравственно-патриотическим объектам и предоставление детям возможности для самостоятельной и коллективной творческой деятельности (познавательной, игровой, практической, общения).
Статьи по педагогике:
Подбор методов обучения
для проведения занятий по предмету «Технология каменных работ» на примере темы
«Кладка конструкций стен»
Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов дисциплины профессионального цикла «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на ка ...
Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего
правонарушителя
При глубоком рассмотрении индивидуальной профилактики мы выявили три уровня воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего. Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культур ...
Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...