Второй компонент – педагогический, предполагает развитие чувственно-эмоционального, рационально-интеллектуального и волевого начал личности. Гуманизация образования привела к рассмотрению личности как уникальной, к признанию «индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом».
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.
Важнейшей характеристикой педагогической деятельности руководителя этнокультурного центра является ее педагогическое целеполагание. Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач профессионального обучения и воспитания сотрудников. В нем находит свое выражение педагогическая направленность личности руководителя и его педагогическая предрасположенность. В его основе лежат мотивы - внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе структурного подразделения. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания, стремления) и характера совершаемых действий.
Профессиональная деятельность осуществляется в процессе общения и поведения руководителя. Эта сторона педагогической деятельности руководителя этнокультурного центра является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Педагогическая направленность общения предполагает умение руководителя продолжать выполнение основной задачи профессиональной деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с его педагогической направленностью и мастерством.
В профессиональной деятельности руководителя этнокультурного центра общение занимает особое место и является его обязанностью, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В то же время это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т.д. Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности руководителя, благодаря чему он из первоисточника черпает необходимую информацию о настроениях сотрудников, их мнениях, потребностях, интересах и т.д.
Формирование педагогических отношений требует от руководителя этнокультурного центра личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям.
Во-первых, самовоспитание. Как составная часть формирования педагогической культуры в ходе его профессиональной деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной и систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств. Во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы руководителя по расширению и углублению не только своих профессиональных, но и педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы.
Организационной формой, в которой решаются задачи самосовершенствования, выступает самостоятельная работа руководителя этнокультурного центра. Ее основными видами в плане педагогической деятельности являются: самостоятельное изучение педагогической литературы; анализ педагогического опыта; само упражнения и самотренировки во владении педагогической техникой, элементами взаимодействия с сотрудниками в процессе совместной профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность руководителя этнокультурного центра находит свое законченное выражение в ее эффективности, под которой понимается конечный результат, достигнутый коллективом на том или ином ее отрезке и полученный с помощью профессиональной самооценки.
Жизнь убедительно свидетельствует, что поддержание этнической самобытности осуществляется всеми компонентами культурной среды, однако этот процесс становится достаточно эффективным лишь тогда, когда он направляется специалистами, вооруженными знаниями сущности этнокультуры и методикой ее формирования.
В последние годы профессия руководителя этнокультурного центра стала одной из наиболее востребованных в обществе. Созданное более 10 лет назад в вузах культуры и искусств направление подготовки «Народная художественная культура» обеспечивает специалистами учреждения социокультурной сферы, занимающиеся вопросами сохранения и развития культурного многообразия в России.
Статьи по педагогике:
Характеристика комплекса дидактических игр по
развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Мы изучили много различных дидактических игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А.К., а также Швайко Г.С. опираясь на разработки этих авторов, мы создали комплексы дидактических игр из игр разных разделов развития речевой деятельности: - расширение ориентировки в окружающем и формирова ...
Особенности культурного поведения подростков с нарушением
интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «отн ...
Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...