Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста

Страница 2

Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания, по мнению А.В. Захаровой. Школьная жизнь требует от ребёнка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребёнка ко многому в его повседневной жизни.

В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрываются в ряде исследований Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкина. Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношении школьников к педагогической оценке, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Даже отрицательная оценка (заслуженная) оценка более полезна для самооценки чем «неопределенная оценка». Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношения к нему. В его жизни возникают новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счёта. Большое влияние на него оказывает учитель, который даёт знания. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место.

Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремление к успеху. Важно, чтобы учитель в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь используя приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём. Он укрепляет и поднимает и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Л.Ю. Фомина отмечает: «Опытный учитель не захваливает отличников, особенно тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, а поощряет малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика».

Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей, младший школьник оценивает себя – в отношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны – часто бывает и наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребёнка, чем о действительном положении дел. Новая роль ребёнка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было.

У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление школьника проявить своё новое положение среди людей, осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений и других (учителей сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности.

В школе ребёнок встречается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми – это путь к формированию у них общественной направленности личности. С возрастом ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки. М.И. Дьяченко считает: «Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры
Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его професс ...

Общие понятия об УМК
Для того, чтобы понять, что собой представляет учебно-методический комплекс дисциплины нужно, сперва, разобраться в определении данного понятия и уяснить цель, с которой, собственно, УМК создается. Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучен ...

Содержание занятий математического кружка в 5-ом классе
Занятие №1. «Цифры у разных народов». Рассказать об арабской и римской нумерации. В ходе беседы решить задачи: Записать арабскими цифрами: ХХV, CХIV, XCII, MMDLXXI. Записать римскими цифрами: 37, 92, 2164, 3068, 4527, 183693. В данных неверных равенствах переложить по одной «спичке», чтобы все раве ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru