Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста

Страница 4

Причём их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. На становлении самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок этого заслуживает. В.С. Мухина отмечает: «Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям».

Отношение ребёнка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и абсолютно расходятся к четвёртому.

Неадекватная самооценка – (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально – волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию, как считает Г.А. Цукерман. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Самооценка не остаётся стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенд6енцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях делах они ждут только неудачи.

И.Ф. Харламов отмечает: «Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. Эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку».

Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребёнок склонен сохранять её, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себя наличие слабости, неумения, несостоятельности.

Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. «Они обязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Формирование учебных навыков при работе с учебником и учебным пособием
Эффективные приемы и формы работы с учебником или учебным пособием на уроках: самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом; поиск в учебнике или учебном пособии ответов на вопросы учителя; пользование справочными материалами учебника или учебного пособия; самостоятельная работа учащихся ...

О проекте "Фестиваль "Поющие руки"
Цель и решаемая проблема: Отсутствие слуха, а во многих случаях речи резко ограничивает число контактов инвалида по слуху с внешней средой, что приводит к ограниченным возможностям при реализации инвалидами их творческих и интеллектуальных потенциалов и соответственно уменьшает возможности к саморе ...

Условия развития эмоций и чувств дошкольника
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. 1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru